УБРиР: революция на рынке вкладов

По данным Центробанка РФ за I квартал 2011 года объем банковских вкладов физических лиц вырос лишь на 2%. Представители банков объясняют это изменением поведенческой модели потребителей - клиенты стали меньше сберегать и больше тратить.

Как отреагировали на ситуацию банки, в интервью "Уралинформбюро" рассказал вице-президент Уральского банка реконструкции и развития Алексей Овчинников.

- Алексей Юрьевич, весной многие банки зафиксировали снижение объемов депозитных рублевых портфелей. С чем, на Ваш взгляд, это связано?

- Действительно, темпы прироста объема вкладов снижаются. В первую очередь потому,  что население возвращается к докризисной модели потребления. И банки на это отреагировали: выводят на рынок новые продукты, упрощают условия предоставления кредитов. В результате мы наблюдаем достаточно высокую конкуренцию в этом сегменте банковских услуг.  

- Но и банки способствовали изменению поведения потребителей, резко снизив после кризиса ставки по вкладам. Измениться ли политика финансовых организаций в этом направлении в ближайшие полгода?

- В первой половине 2011 года коррекция процентных ставок была. Например, УБРиР скорректировал их по некоторым видам вкладов в сторону увеличения два раза - в мае и июле. Как будет развиваться ситуация во второй половине года, во многом зависит от ситуации на рынке. С сентября начнется активный сезон, и возможно движение ставок как по вкладам, так и по кредитам. Но, на мой взгляд, оно не будет таким кардинальным, как в период кризиса, когда банки были вынуждены резко их увеличивать, или как в 2010 году, когда, наоборот, наблюдалось резкое понижение ставок.  

- Усиление конкуренция в сегменте потребительских кредитов отразится на их стоимости?

- Вряд ли ставки по кредитам, как и условия по ним, будут существенно меняться. Скорее, основным критерием для банков будут качественные характеристики самого заемщика: чем лучше его кредитная история, чем больше информации он о себе представляет, тем выше вероятность получить кредит под минимальную ставку. Мы не так давно запустили подобную программу.

- И каковы первые результаты?

- Пока самая минимальная ставка по этой программе - 13,99%, максимальная - 29,99%.

- Изменились ли в 2010-2011 годах предпочтения вкладчиков и заемщиков УБРиР?

- В структуре вкладов каких-то глобальных перемен мы не зафиксировали. Пожалуй, клиентов стали интересовать более продолжительные сроки вкладов. Но при этом категория граждан, которым нужна мобильность при пользовании депозитом, осталась неизменной. Есть небольшой перевес в сторону срочных вкладов, так как по ним более высокая ставка. 

Если говорить о предпочтениях заемщиков, то большинство клиентов, конечно, предпочитает кредиты без залога и поручителей - они более доступные и более привлекательны по цене. Поэтому, как правило, сейчас банки предлагают сразу несколько видов таких продуктов. У УБРиР два подобных кредита - "Минутное дело" и "Открытый". Но, пожалуй, самый популярный - "Минутное дело", который выдается только по паспорту.

- Но считается, что беззалоговые кредиты значительно повышают риск невозвратов...

- Это заблуждение. Банки сейчас активно используют информацию Бюро кредитных историй. И существующая практика свидетельствует о том, что работать с БКИ достаточно эффективно, так как мы получаем наиболее полный портрет заемщика. Подтверждает это и статистика - процент просрочки платежей за последнее время значительно снизился.

- Изменилось ли в последнее время отношение банков к клиентам?

- Разумеется. Для этого достаточно проанализировать те предложения, которые появляются на рынке. Сейчас стоит задача не просто продать клиенту продукт, но и удержать его, в том числе за счет высокого уровня сервиса, за счет технологических решений. Мы обязаны учитывать потребности граждан, а им все больше нужна скорость, мобильность и удобство. С учетом пожеланий пользователей интернет-банком УБРиР мы запустили пятую версию "Телебанка", усовершенствовав и расширив его функционал. В июне у клиентов появилась возможность подключаться к нему по более упрощенной схеме - через "Телебанк-Лайт".

- Недавно УБРиР представил СМИ свой новый сайт, который, по сути, должен работать как отдельный канал продаж. Считаете, что такой формат работы будет востребован?

- Безусловно. Спрос на дистанционные услуги растет. Например, в УБРиР с вкладами, которыми можно управлять дистанционно, работают 10 тысяч человек и их количество растет. Увеличивается и число пользователей "Телебанком". Поэтому год назад, когда встал вопрос о необходимости изменения дизайна нашего сайта, его функционала, родилась идея создать офис УБРиР в виртуальном пространстве. 

Суть проекта проста - у клиента есть возможность получить фактически такое же обслуживание, как в обычном офисе, но с гораздо меньшими временными затратами: ему просто нужно сформулировать запрос, ответить на четыре-пять наводящих вопросов, и поисковая система сама предложит ему какой-либо продукт - кредит, вклад, пластиковую карту - в зависимости от потребностей. Затем нужно лишь оформить заявку, отправить ее и ждать результата. Вся процедура не должна занимать более минуты. 

Если у клиента возникли какие-либо вопросы, он точно так же сможет получить консультацию специалиста в он-лайн режиме, причем в удобное для него время. Работая из "Личного кабинета", который предусмотрен на сайте, клиент сможет в режиме реального времени отслеживать текущее состояние счетов, все этапы прохождения заявок на получение кредита, создавать шаблоны заявок, чтобы при повторном заказе услуги не тратить время на их составление. 

- Какие результаты ожидаете получить?

- Думаю, что открытие офиса в интернет-пространстве привлечет не менее 10% новых клиентов. 

Актуальное