Ханты-Мансийский НПФ на пороге новой пенсионной эпохи

Клиентов ждет высокотехнологичное будущее.

Накануне в столице Югры состоялось заседание Совета Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда. На нем был рассмотрен вопрос о преобразовании организации в акционерный пенсионный фонд, а также было принято решение о выпуске акций. О том, для чего был запущен процесс акционирования, как он отразится на клиентах фонда, а также перспективах развития организации в интервью "Уралинформбюро" рассказал президент Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда Алексей Охлопков.

- Алексей Анатольевич, 2014 год ознаменован для всего рынка негосударственных пенсионных фондов началом нового этапа деятельности в правовом поле. Что ожидает Ханты-Мансийский НПФ в связи с этими изменениями?

- В минувшем году правительством Российской Федерации был принят целый пакет законов и нормативно-правовых актов, направленных на реформирование всей пенсионной системы нашей страны. НПФы – немаловажное звено этой системы, поэтому большая часть изменений коснулась именно фондов.

Первым шагом на пути к "новой пенсионной эпохе" для всех фондов стала процедура акционирования. Причем государство предоставило фондам несколько сценариев для ее прохождения. Если говорить непосредственно о нашем фонде, то на минувшем Совете было принято решение о преобразовании в акционерный пенсионный фонд. Этот путь не предполагает выделения отдельного фонда для работы с пенсионными накоплениями. В настоящее время мы подготовили и направили пакет документов на согласование в ЦБ. После одобрения ЦБ займемся переоформлением лицензии, выпуском акций и процедурой вступления в систему гарантирования прав застрахованных лиц.

- Как изменится работа фонда после акционирования? Есть какие-то последствия для клиентов?

- Я не вижу никаких рисков для клиентов в связи со сменой организационно-правовой формы фонда. Это чисто юридические изменения, которые никак не коснутся основной функции НПФ – формировать и выплачивать пенсии.

Более того, я считаю, что это большое благо, потому что у акционерных обществ есть больше инструментов для развития.

- Вы сказали о том, что после согласования преобразований в ЦБ фонд выпустит акции. В настоящее время учредителем Ханты-Мансийского НПФ является правительство Югры. Изменится ли структура собственников с выпуском акций?

- Процедуру акционирования обязаны пройти все негосударственные пенсионные фонды в России, поэтому в нашем конкретном случае на состав собственников акционирование не повлияет. Правительство автономного округа в полном объеме сохранит свое участие в рамках новой организационно-правовой формы.

- Каково это - иметь учредителем правительство региона? Ведь это некий парадокс: негосударственный фонд по сути принадлежащий государству...

- Если говорить о наших клиентах, то они от подобного "парадокса" только выигрывают. У большинства НПФ на рынке непрозрачная структура собственников - частных лиц, эту проблему, кстати, в том числе должно решить акционирование фондов. В Ханты-Мансийском НПФ в этом отношении все предельно прозрачно и понятно.

На самом деле от учредителя или акционера очень многое зависит. Его поддержка – это 30% от успеха любой компании. Когда учредителем или акционером является государство – это важный признак того, что компания надежная, что она будет существовать много лет.

В нашем случае, кроме многоуровневой системы контроля, прописанной для НПФ федеральным законодательством, Ханты-Мансийский фонд имеет дополнительный уровень контроля. Это инвестиционная декларация, согласованная с правительством автономного округа, это ревизионная комиссия со стороны департамента по управлению государственным имуществом, это контрольно-ревизионное управление Думы автономного округа и это эффективный попечительский совет, состоящий из независимых экспертов. У других фондов такого в совокупности нет. Это наша особенность и показатель нашей открытости.

Еще один важный момент. Регион, которому мы принадлежим, является одним из передовых по развитию пенсионного законодательства. В автономном округе реализуются программы, которые на десятилетие опередили развитие пенсионной системы в стране.

- Вы имеете ввиду программы для бюджетников, которые реализуются только на территории Югры? На их реализацию акционирование фонда каким-то образом повлияет?

- Если говорить о реализации окружного законодательства, то здесь все гарантии по пенсионным продуктам предоставлены напрямую правительством региона и фонд по сути является реализатором, исполнителем законов автономного округа. А программы, обеспеченные законодательной базой и финансированием из бюджет региона, – это гарантия надежности продукта для клиентов.

- А как на данный момент Вы оцениваете положение фонда в конкурентной среде?

- Среди конкурентов в части негосударственного пенсионного обеспечения мы в числе лидеров на рынке. С точки зрения обязательного пенсионного обеспечения фонд всегда занимал достаточно консервативную позицию. Мы никогда не были готовы тратить деньги на высокое агентское вознаграждение за заключение договоров в разных регионах страны. Мы же пошли немного иным путем и начали с распространения своих продуктов на территории своего непосредственного присутствия – это, прежде всего, ХМАО, Тюменская область, Свердловская область. В минувшем году значительное увеличение числа клиентов было зафиксировано в большинстве НПФов, но с точки зрения эффективности, фонды, которые привлекали сотнями тысяч получили достаточно высокий процент ухода. Его уровень составил 20-30%. Благодаря нашей политике у нас этот показатель составил 13%, поэтому по качеству, я думаю, мы среди лидеров. Наши клиенты осознанно выбирают Ханты-Мансийский НПФ.

- Как вы планируете улучшать свои позиции?

- Во-первых, мы продолжаем эффективно работать и развиваться в Югре. Во-вторых, мы запустили проект по привлечению клиентов через Интернет и видим в этом большую перспективу. Этот инструмент позволяет нам доставлять свои пенсионные продукты в любую точку России. Кроме того, мы развиваем партнерские программы, есть планы по реализации продуктов фонда через сеть "Югории".

- Финансовый супермаркет?

- Перспективная идея. В западном мире такие супермаркеты давно существуют - это удобно. Клиент приходит в одну организацию и может решить все свои финансовые проблемы. К этому мы стремимся. Постепенно мы будем консолидировать каналы продаж, чтобы любой продукт можно было купить в любом офисе, входящем в группу.

- Каким Вы видите будущее Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда?

- Я его вижу, во-первых, очень высокотехнологичным, с точки зрения внутренних процессов, низких управленческих расходов, поскольку процессы могут быть оптимизированы, переведены в электронный вид. Высокотехнологичность отразится и на анализе, и на качестве учета, и, конечно, на сервисе для наших клиентов – как на этапе заключения договора, так и на этапе его дальнейшего сопровождения. Человеку должно быть удобно и просто стать нашим клиентом, а потом удобно и просто получать качественные услуги пенсионного обеспечения.

У нас есть все для того, чтобы стать одним из лидеров на рынке. Это наша перспектива на ближайшие 3-5 лет.