Челябинскую власть "уронили" с небес на землю

И заставили "крутиться", чтобы решать проблемы горожан.

Челябинск стал первым российским мегаполисом, решившимся реформировать систему местного самоуправления в соответствии с новым федеральным законом. Столица Южного Урала получила статус городского округа с внутригородским делением, а каждый из семи ее районов превратился в отдельное муниципальное образование со своим Советом депутатов. В целом сегодня интересы челябинцев на районном и городском уровне представляют 170 народных избранников.

По мысли реформаторов, изменения должны "спустить власть с небес на землю", приблизить ее к горожанам и дать возможность точечно решать проблемы. Однако, как именно будет воплощена в жизнь эта идиллия, пока неясно.

На уровень районов с городского "плеча" будет передано 13 полномочий. В их числе обеспечение пожарной безопасности, услуг связи, общественного питания, бытового обслуживания, организация досуга, утверждение правил благоустройства территорий и порядка участия в этом процессе собственников зданий. Однако откуда префектуры возьмут средства на исполнение собственных полномочий, до сих пор непонятно. Соответствующие поправки будут внесены в Бюджетный кодекс только к Нового году.

Впрочем руководство Челябинска трудности переходного периода не пугают. О том, что настоящим депутатам найдется работа и в отсутствии достойного финансирования, в интервью "Уралинформбюро" рассказал председатель гордумы Станислав Мошаров.

- Станислав Иванович, Вы возглавляете городской парламент с 2010 года. Есть ли у Вас понимание, будет работа в реформированном органе легче или сложнее?

- Я не думаю, что принципиально что-то изменится. Костяк депутатов сохранился, хотя есть и новые народные избранники. Изменился, конечно, порядок их прохождения в гордуму. А в ближайшее время, я думаю, будем рассматривать и порядок отзыва.

- Как Вы оцениваете составы районных и муниципальной дум? Всего в Челябинске работает 170 депутатов – со всеми успели познакомиться?

- С городскими, конечно, со всеми. С теми, кто делегирован в районные, не получилось так тщательно… Хочу отметить, что думы сформированы разные. Например, в Ленинском районе получилось так, что она была создана фактически на базе Совета директоров промышленных предприятий. В других районах думы не такие "монолитные", конкурентная борьба была острее.

- Всем ли районным советам хватило места в администрациях? Говорят, в некоторых префектурах развернулась настоящая война за кабинеты?

- Я думаю, вы несколько преувеличиваете. Просто сегодня не у всех есть понимание, как будут работать думы. Поэтому кто-то захотел сразу пол-администрации забрать себе. Но все вопросы снимаются комиссией по разрешению конфликтов. Мы все районы объехали, посмотрели, как сегодня физически они нашли себе место, какие кабинеты им выделили. Имущественные вопросы - сложные, поэтому решаются не так быстро, как хотелось бы.

- Как будет финансироваться работа новых органов власти до принятия ими собственных бюджетов? Определены ли принципы распределения субсидий между районами?

- Сегодня есть некоторые пробелы в законодательстве, которые мешают нам осуществить прямые субсидии в другие муниципалитеты (коими сейчас являются районы – прим.ред.). Изменения в Бюджетном кодексе РФ ждем накануне Нового года. Дальше будет проще. А сейчас делаем все в "ручном" режиме.

- Можно ли уже сегодня оценить затраты, которые ежегодно придется нести консолидированному бюджету Челябинска на содержание органов МСУ?

- Трудно определить затраты, пока нет узаконенных ставок. В реестре муниципальных служащих пока вообще нет таких ставок, как главы районов, руководитель аппарата райдумы. Мы вышли на региональное Заксобрание с инициативой дополнить реестр. В любом случае, я думаю, это не такие большие деньги. Эта нагрузка должна окупиться тем, что люди почувствуют позитивные изменения. Сколько членов райсовета будут получать зарплату, решится на районном уровне. По закону таковых может быть не более 10% - то есть не больше 2 человек в нашем случае.

- На уровень районов передается 13 обязательных полномочий. Требуются ли еще уточнения от муниципальных властей?

- Перед нами стоит задача максимально четко разделить полномочия. Например, благоустройство. Сегодня это задача и города, и района. Кто отвечает за благоустройство, содержание и очистку внутриквартальной дороги? Район или город? Строго говоря, это и сегодня прописано в положениях об администрациях. Но сейчас мы хотим пустить все по четкой схеме: распределить вопросы местного значения, полномочия, закрепить источники финансирования.

- Пока эта схема не утверждена, горожане остаются заложниками существующей системы?

-Я бы не стал связывать это с реформой МСУ. Тут многое зависит от того, насколько слаженно работают все службы - дорожники и коммунальщики. Допустим, УЖКХ может повлиять на управляющие компании, хотя финансово они никак не связаны. Здесь важно еще, как быстро создадутся советы домов и насколько они будут активны. И депутаты могут контролировать ситуацию. Теперь это несложно - на каждом из них всего 10-15 дворов.

- Но помимо депутатского авторитета - грубо говоря, корочек - у них сейчас нет никаких ресурсов?

- Да. Но нужно работать, разбираться. Почему УК не убирают двор? У них что, нет средств? По своему двору сужу. Почему дворник не приходит пятый день? Пьет. Если управляющая компания копит проблемы, то депутат может помочь конкретному дому запустить процесс ее смены. Такая точечная работа теперь вполне реальна.

- Внутригородские районы смогут сами устанавливать ставки местных налогов - на имущество физических лиц и земельного – на своей территории. Вам уже известны планы райдум?

- Планы-то есть. Но пока в Бюджетном кодексе не определено, сколько налогов будет оставаться в районах, сколько уходить в город. Могу сказать о неналоговых доходах. На мой взгляд, должно измениться администрирование. Мы можем передать районам полномочия по контролю за использованием земли и муниципальной собственности. Соответственно, и арендную плату, и штрафы. Часто участок дается под один вид использования, а по факту там появляется парковка – то, что что более экономически выгодно. С районного уровня такие вещи лучше видны.

- На первом же заседании городской думы стало известно, что срок контракта с главой администрации планируется сократить до 2 лет. Чем обусловлен этот шаг?

- Человек, который придет на этот пост, должен быть достаточно подкован, чтобы за 2 года разобраться в ситуации и доказать, что он нужен на этом месте. Сегодня такого же срока контрактов придерживаются крупные компании.

- Вам комфортно работать с Сергеем Давыдовым? (занимает пост главы администрации с 2010 года - прим.ред.)

- Комфортно должно быть жителям от нашей работы с Сергеем Викторовичем.

- Первая же неделя работы муниципального парламента омрачилась скандалом, связанным с именем депутата Сергея Новожилова, подозреваемого в даче взятки. Вы были с ним знакомы? По Вашему мнению, сильно ли этот инцидент ударил по репутации парламента?

- Лично мы не успели познакомиться, и в предвыборную кампанию не сталкивались, так как он баллотировался по Центральному району, а я по Ленинскому. Конечно, такие случаи не добавляют авторитета власти. Но надо дождаться оценки правоохранителей. Сейчас мы располагаем лишь какими-то обрывочными сведениями. А есть суд, и есть презумпция невиновности. Но округ в любом случае не останется без депутата. Пока что часть работы на себя возьмут "соседи".

- На Среднем Урале региональные власти еще только принимают рамочные законы, относящиеся к реформе МСУ. Однако в крупных городах региона – Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Каменске-Уральском – местные власти бьют тревогу, не желая ничего менять. Мэры и главы администраций откровенно боятся перемен. Что Вы можете порекомендовать коллегам?

- В каждом городе есть свои нюансы, и самое главное – не навредить. Челябинску изменения потенциально должны принести пользу. На предвыборном этапе мы поняли, что жителям часто не хватает общения, элементарного внимания со стороны властей, и выявили ряд общих проблем, которые будем решать системно. 

Вопросы в разных уголках города задавались одинаковые. Касались они благоустройства, общедомовых начислений, каких-то административных правонарушений вроде распития спиртного на детских площадках. Решения этих проблем малозатратны, надо только искать их в каждом конкретном случае. Вот у тебя 5-7 лет не работает ливневка, и ты бежишь по лужам на транспорт, который вечно опаздывает. Я знаю пример, когда кандидат еще во время предвыборной кампании решил подобную проблему. Такие вещи действительно в силах муниципальных депутатов – и губернатора с президентом по мелочам можно не отвлекать.

Беседовала Александра ГАЗИЗОВА