"Русские народные праймериз" на Южном Урале

С прицелом на сентябрь.

Подготовка к праймериз "Единой России" в Челябинской области получилась как минимум одной из самых скандальных на Урале. Тут и массовый выход из предварительного голосования ряда участников, и использование административного ресурса в Коркинском округе, и "инструктажи" для глав районов с указанием, кто должен победить.

В экспертных кругах нередко мнение, что предварительное голосование на Южном Урале – не более чем декорация. Красивая обертка давно принятого решения. Насколько происходящее может повлиять на ход сентябрьских выборов в Госдуму в беседе с корреспондентом "Уралинформбюро" рассказал директор челябинского филиала РАНХиГС, политолог Сергей Зырянов.

- Сергей Григорьевич, самым ярким событием финала праймериз в Челябинской области стал отказ от участия в них одного из сильнейших кандидатов в Госдуму Михаила Юревича. Сможет ли экс-губернатор региона после этого вернуться на выборную дистанцию?

- Насколько я информирован, это решение было ожидаемо. И его вход в праймериз, и его выход формировались так, чтобы создать определенную коллизию. Каковы последствия? Мне представляется, что Михаилу Валерьевичу будет крайне трудно принимать дальнейшее участие в выборах, как независимым кандидатом, так и кандидатом от партии "Родина" или "Справедливая Россия". Причем, не столько эти трудности будут связаны с ведением избирательной кампании, сколько с тем, что будет, если он победит и станет депутатом Государственной думы. Каков будет его статус, как он будет себя позиционировать – это все надо тщательно продумать, прежде чем принимать решение. Но я знаю, что у него очень толковые аналитики есть, в том числе в федеральном центре, которые, конечно, помогут определиться.

- Юревич не единственный из VIPов решил не принимать участие в предварительном голосовании. Депутат Госдумы Вадим Белоусов и бывший вице-губернатор Иван Фёклин вовсе вышли из состава партии власти. Насколько велика вероятность увидеть на сентябрьских выборах этих отставников "Единой России"?

- Вероятность появления этих фамилий в списках одномандатников или в каких-то других партийных списках невелика. Она есть, как и любая вероятность, но приближается к минимальной величине. Скорее всего, это были некие ритуальные политические действия, связанные с внутриэлитными договоренностями разных групп интересов. Там другие задачи решались, связанные с появлением их на праймериз, – не столько победа, сколько участие.

- Учитывая прогнозируемые результаты праймериз, в каком избирательном округе, по-вашему, будет самая ожесточенная борьба? А где выборы пройдут спокойно и предсказуемо?

- Ощущение такое, что уход Юревича, если он уйдет все-таки с Челябинского избирательного округа, приведет к тому, что там даже при относительно низкой явке более или менее ресурсный кандидат, набрав 15-20% голосов, достаточно легко получит приз – мандат депутата Государственной думы,

Я имею в виду и Барышева, и других участников, которые желают победить. Наименее затратная победа как раз "светит" участникам по Челябинскому округу.

Наиболее сложная и конкурентная ситуация, как мне видится, будет в Златоустовском избирательном округе, который изначально воспринимали открытым для конкуренции. И да, он пока таким остается. Поэтому там стоит ожидать появления интересных и достаточно ресурсных кандидатов.

- А как же Коркинский округ, в котором, как ожидается, встретятся тяжеловес политических баталий, эсер Валерий Гартунг и единоросс Анатолий Литовченко?

- Для Литовченко был бы интереснее вариант занять на праймериз второе место, которое отправляет его в кандидаты по партийному списку. В том случае, если его кампания – не политтехнологическая уловка, не игра некая. Как у самостоятельного субъекта конкуренции за первое место на самих выборах, у него очень немного публичного политического опыта, опыта общения с избирателями. Поэтому он будет уступать более сильному конкуренту по этому округу – Гартунгу. В качестве одномандатника для Литовченко будет хорошим итогом набрать 15-20%, при 40-50% у оппонента.

- В таком случае получается, что отсутствие реальной конкуренции на праймериз понижает шансы самой "Единой России" на высокий результат в сентябрьских выборах. Множественный отказ челябинских единороссов от предварительного голосования ударил по партии?

- Любое политическое соперничество – это очень напряженное противостояние. И даже если речь идет о политическом соперничестве внутри одной партии, оно там тоже проявляется. Поэтому возможны определенные политические эксцессы по ходу этого соперничества и какие-то эмоциональные выбросы. По итогам голосования этого тоже нельзя исключать, там тоже может кому-то что-то не понравиться.

Я считаю, что для российской политической практики это - нормальная картина, что так все происходит и такие элементы политической жизни мы видим.

- Такие "русские народные праймериз" получаются?

- У нас все-таки предварительные выборы, а не совсем праймериз – это во-первых. А во-вторых, американцы, когда у них идет внутрипартийная борьба, тоже друг друга не жалеют, вешают всех собак. Я вспоминаю известный роман Роберта Пенна Уоррена "Вся королевская рать", где главный герой говорил о том, что, "если человек в грязи родился, то наша задача найти эту грязь и показать ее всем". Это - закон жанра.

Беседовал Антон ЗАБЕГАЕВ

Еще в сюжете: Праймериз "Единой России"