Николай Косарев: Я - ректор и нормальный беспартийный человек

Но "Единую Россию" поддерживал и поддерживаю.

С самого начала праймериз "Единой России" екатеринбургской общественности было непонятно, почему не раз заявлявший о своих амбициях ректор Уральского горного университета не выдвигает свою кандидатуру. И вот Косарев появился на выборном поле, но от совершенно другой партии. Почему не от "Единой России", для чего ему нужна Госдума, зачем он вообще хочет в Госдуму, сколько это стоит и для чего приглашает в университет сестер и подруг заочников – Николай Косарев рассказал в интервью "Уралинформбюро".

- Николай Петрович, вы – активный депутат Екатеринбургской гордумы. А почему решили сразу идти в Госдуму – можно было еще и в областном парламенте "поучиться"?

- Ну, это что, средняя школа что ли, чтобы из первого класса надо во второй идти? Квалификация ректора Горного университета позволяет идти сразу в Госдуму.

- А в связи с чем выдвигаетесь от "Партии пенсионеров за справедливость", а не от ОНФ, не от "Единой России"?

- ОНФ не является субъектом выдвижения – это не политическая партия, а общественное движение. "Единая Россия" – там много своих сынов, которые никак не могут разобраться кто первый, кто десятый. Предполагая, что оно так и произойдет, – а оно так и произошло – решил не участвовать в этой… в этом соревновании, скажем так.

Я участвовал в праймериз ЕР 5 лет назад, представляя тогда ОНФ, и понимал, что решиться на такой шаг может лишь человек, который безусловно рассчитывает на свой успех. И я имел успех – был четвертым по результатам всех праймериз за день до подведения итогов. Потом в результате тех же внутренних правил и противоречий оказался на девятом месте, а потом меня и вовсе "списали с корабля".

- То есть вы изначально планировали, что будете не от них выдвигаться?

- Я не член какой-либо партии. Я поддерживал "Единую Россию" еще до того, как подавляющее большинство известных наших ребят решили стать ее членами. Но многие из них вошли в нее не из идейных побуждений помочь народу, а из каких-то других. Поэтому я - сторонник партии "Единая Россия", был и остаюсь, там у меня было много хороших проектов, очень много хороших дел, но тесно стало в этой партии. Нехай они там сами бьются, а мы пойдем другой дорогой, ближе к людям!

- А как вообще оцениваете сегодня "Единую Россию"?

- Давать оценку чужим действиям не очень логично. Будем смотреть - там очень много достойных людей. Я вообще оценку даю исходя из того, для чего человек состоит в партии, какие цели он преследует. Но думаю, что не многие члены любой партии могут порадовать людей тем, что они пришли и кому-то стало лучше. Часто это подменяется тезисом "чтобы было лучше для себя". Кому-то – заработать, кому-то – бюджетные гранты получить, кому-то там – должность занять, "хлебное место" присмотреть. Вот это вот плохо.

За моей спиной стоит один из крупнейших вузов. Я несу ответственность - это результат моей деятельности. Можно много об этом говорить. Но когда регион имеет миллиардные долги и не может никак организовать тот же бюджетный процесс, то что здесь хорошего-то?

- За спиной Юлии Михалковой, вероятно, не так приятно было бы стоять в списке? Как вы, вообще, оцениваете список ЕР после праймериз?

- Не хотелось бы мне критиковать. Пусть они там занимаются, чем занимались: снимаются в журналах, врут, еще чего-то делают. Не хочется в чужой монастырь со своим уставом идти – там свои правила.

Демократическая система – она все равно предполагает волеизъявление народа. Просто населению надо бы более вдумчиво подходить к тем процессам, которые происходят.

То, что прошел праймериз ЕР и при этом обнаружил массу проблем по организации, до сих пор, в общем-то, люди обсуждают…

- Хорошо. Сейчас вы избираетесь от "пенсионеров", а в гордуму Екатеринбурга избирались от ЕР – нет ли тут конфликта?

- Да, я действительно депутат гордумы, который прошел по спискам ЕР, не будучи членом этой партии, но я как-то все время самостоятельно организовывал свою работу. В том числе избирательные процессы. Я ни разу не пользовался ни административным ресурсом, ни какими-то финансовыми потоками, которые помогли бы мне побеждать. У нас все время была своя команда, которая на основе своей квалификации, умений и знаний работы с избирателями привлекала к себе внимание. И часто не в условиях поддержки ЕР или той же администрации, а часто в противовес.

- В ОНФ вы свое выдвижение обсуждали, согласовывали?

- Я, как сопредседатель регионального штаба ОНФ, конечно, должен был пройти консультации по возможности выдвижения от "Партии пенсионеров за справедливость". Я знаю, что такие консультации были проведены в Москве. Меня заверили, что одобрение моя кандидатура получила. Я не думаю, что должны быть какие-то подтверждающие бумаги на это одобрение. Но авторитетные люди, организаторы заверили, что я не противоречу ни каким-то представлениям о людях, которые должны стать депутатами Госдумы, ни другим каким-то принципам. Поэтому у меня внутренне чувство, что, наверное, это такой согласованный процесс.

- Обсуждалась только ваша кандидатура?

- Такого явного действа не было. Каждый из членов штаба, сопредседателей, кто участвовал, руководитель Свердловского регионального исполкома ОНФ Жанна Рябцева - это люди, которые вряд ли могли самостоятельно решиться на такой шаг. Потому что мы - люди системы, мы не какая-то оппозиционная партия и, конечно, это надо было согласовывать обязательно.

Другое дело, что каждый из нас должен представлять, что победа или поражение – они могут приносить какую-то пользу или ущерб ОНФ – вот это очень важно.

Мы - одно из лучших отделений Народного фронта. Мы несколько раз отчитывались в центральном штабе в Москве и всякий раз получали достаточно хорошую оценку своей деятельности. Но вот эта какая-то внутренняя, подковерная борьба, которая происходила на праймериз, привела к такому вот положению. Но я тут тоже не вижу ничего страшного. И пусть участники праймериз не очень расстраиваются из-за тех результатов, которые есть. И чтоб они понимали: есть спектакль, есть игра, есть какие-то процессы жизненные. Прежде чем решиться играть в этих спектаклях, надо сначала все взвесить, потому что человек, который идет и представляет ОНФ, – это не просто человек с улицы, он представляет движение, и здесь проигрывать нельзя.

- Ожидаете ли вы, что кто-то еще из "фронтовиков" может пойти от "Партии пенсионеров"?

- Конечно. Каждый человек сам определяет свою судьбу, и я считаю, что "Партия пенсионеров" сейчас, наверное, будет привлекать людей, которые оказались в "непроходящих" списках различных политических партий. ОНФ – это общественное движение, но взаимодействует с различными политическими партиями, это нормальный процесс, и критика, что один там переметнулся к другому, лишена основания.

- А вот вы лично для чего стали депутатом гордумы и зачем идете в Госдуму?

- Мой принцип – это служение людям. Как бы это ни высокопарно звучало. Мне самому не очень много надо в жизни привилегий, денег, благ, льгот.

Я совершенно точно знаю, что развитие университетов зависит сейчас не только от того, какой коллектив в них работает, но и от квалификации ректора университета. Чтобы выжить в этих условиях, нужно, чтобы был сильный ректор. И это одна из причин, которая заставляет меня участвовать в выборах и победить, – это развитие университета дальнейшее.

И потом, представлять Екатеринбург, столицу Среднего Урала должен человек, который органично вписывается в жизнь опорного края державы – горного края. И Горный университет позволяет достойно представить Екатеринбург в Госдуме накануне трехсотлетия города. Наши выпускники – они всю экономику пронизывают Свердловской области и Екатеринбурга.

Я с первых дней буду вносить законопроекты, которые позволяют облегчить и улучшить жизнь пенсионеров. Это я сделал при вступлении на должность ректора, 14 лет назад, когда меня избрали ректором. Мы для себя определили один из приоритетов – ветераны, и мы для себя решили эти проблемы.

- Но вы же можете этим и сейчас заниматься? В ОНФ том же…

- Решил я этот вопрос в своем образовательном учреждении. У нас несколько категорий ветеранов труда, свои надбавки в каждой категории, субсчет для ветеранов. Специальные проекты, которые позволяют людям в юбилейные годы получать поздравления и материальную помощь, у нас выделение денег на медикаменты при необходимости для ветеранов. У нас целая система мер, которая должна быть.

И в рамках страны обязательно должны быть предусмотрены и льготы, и социальные проекты, и медобслуживание специально для пожилых людей, которое в принципе должно отличаться от общесоциального медицинского обслуживания. Это - другая категория людей. У нас сейчас для любого предусмотрено только 12 минут на приеме у терапевта – неправильно это все. Есть масса проблем, которые нужно решать.

- Почему вы выбрали именно Свердловский избирательный округ? И как оцениваете Андрея Альшевских, выдвинувшегося по тому же округу?

- Я вообще сторонник, чтобы кандидаты доказывали и показывали свои положительные стороны. Эти войны информационные, черные технологии – они не по мне. А то говорят, что вот, сильный кто-то там идет. Сильный – доказывай, что ты сильный.

Я достаточно хорошо знаю проблемы Екатеринбурга. Являюсь патриотом Екатеринбурга и в гордуме занимаю позицию центристского направления, которое поддерживает администрацию города и профессиональные качества руководителей различных направлений.

У меня нет ни одного билборда, а мне политтехнологи говорят: вы пропустили, у всех уже масса билбордов. Но результаты праймериз показали, что эти билборды часто ничего не определяют. Поэтому моя основная технология - нужно разговаривать с людьми, нужно их как-то заинтересовывать в своей персоне.

У нас же много категорий, с кем можно работать. Часто эта работа возможна и с привлечением абитуриентов, ветеранов, садоводов, казаков – перечислять можно очень много. Я не испытываю, как ректор, к примеру, проблем в наборе студентов. Вот многие вузы – они караул кричат, что нет абитуриентов, а у нас проблем нет. Столько людей приходит – просто не хватает площадей. Это - следствие нашей работы с различными категориями, которые ведут внуков, детей, родственников. И мы сейчас к заочникам обратились, что ведите сестер, друзей, подруг – и люди откликнулись. У нас сейчас целая страница на сайте посвящена вот этим технологиям. Причем, мы же не платим за это деньги, как некоторые за вбросы и "карусели". Это - люди, которые действительно заряжены нашей культурой, уважением к университету, ректору.

Человек, который внутренне заряжен на нашу корпоративную культуру, наше горняцкое братство, конечно, он, я не сомневаюсь, подержит ректора и при выдвижении, и при голосовании. Я думаю, что это очень хороший ресурс будет на выборах.

Сейчас вот представители садоводов придут. Вот какое отношение ректор имеет к садоводам? Да я и сам садовод. У меня жена – к ней часто приходят за советом: как сажать, как выращивать, как закусывать (смеется) - это уже у меня спрашивают, учатся. Это нормальная жизнь – на земле ведь стоим.

- Вы оценивали уже во сколько обойдутся выборы?

- Мне задал один политтехнолог такой вопрос. Я честно не знаю. Не думаю, что есть какая-то универсальная шкала, хотя мне и дали смету по возможным расходам. Она для каждого человека разная. Если человек не имеет ресурса, он не раскручен, не имеет такого большого количества друзей, как у меня – это один разговор. Я думаю, что к нам придут люди, и они будут участвовать в организации, пропаганде не за то, что они получат какие-то деньги, думаю, что это будет внутренний процесс, который очень многих привлечет по их внутреннему пониманию.

Не хотелось бы, чтобы я покупал голоса избирателей. Я хочу сделать так, чтобы это было естественное состояние человека, когда он пришел на избирательный участок и отдал голос не за 200-300 рублей, а за то, что узнал, что есть такой вот человек – Косарев.

30 миллионов рублей мне обозначили, к примеру. Некоторые дилетанты говорят, что за 100, некоторые – 150 и больше наваливают. Но вот он уровень примерный, который был рекомендован мне.

- А за что люди готовы вкладывать такие суммы, на что рассчитывают?

- Я не рассматриваю свое участие в законодательных органах власти как источник получения материальных благ. У меня хватает всего. У меня много всего, я даже очень часто делюсь с людьми своими личными какими-то благами материальными, и мне это приятно. Чем больше я даю – тем мне лучше на душе становится. И у меня в последнее время очень хорошее качество – делиться.

- После вашего выдвижения уральский полпред президента Игорь Холманских сделал вам выговор по поисковым отрядам. Как думаете, связаны ли эти события?

- Анализировать заявления полпреда я в принципе не хочу. У нас можно так обосновать падение телеграфного столба, что все охать будут.

Но покажите мне другой вуз, где так выстроена работа в части патриотизма. Мы воспитываем в людях гражданственность и способность к самопожертвованию. Самопожертвование – это прекрасное качество. Любовь – это жертва. И способность человека пожертвовать собой ради Родины, ради любви, ради семьи, ради женщины – вот эти качества надо воспитывать. Мы Великую Отечественную войну выиграли из-за того, что правильно воспитывали народ, и народ рад был отдать свою жизнь, чтобы потом страна процветала. А сейчас у нас патриотизм, как Салтыков-Щедрин сказал: о патриотизме говорят, когда кто-то хочет украсть где-то деньги.

- Что вы планируете делать с ректорством в случае избрания в Госдуму?

- Работа в Госдуме – это работа на освобожденной основе, совмещать невозможно. Я уйду с поста ректора – это требование законодательства.

Думаю, многие члены коллектива будут рады, что я ушел и устроил праздник для всего коллектива. Свято место пусто не бывает – у нас очень много людей, которые могут, быть может, еще более эффективно вести эту работу. Я не знаю – время покажет. В любом случае: я же не улетаю на другую планету. Думаю, что в Госдуме смогу совместить работу и на благо региона, и на благо университета.

А так у меня контракт до 2018 года. И для меня не будет драматичным любой исход ситуации. Конечно, не имея настроя на победу, я бы не пошел, и у меня есть внутреннее убеждение, что мы должны победить.

- На что рассчитываете в предвыборной борьбе?

- На свои способности, на поддержку, на друзей, на Божью волю – почему нет? Я часто молюсь, и прошу Бога свои проекты подержать. И часто он откликается.

Беседовал Игорь ЧУКРЕЕВ

Актуальное