Валерий Чайников: "Никого снимать с выборов не будем - есть установка президента"

Глава Облизбиркома настроен оптимистично.

В Свердловской области, как и по всей России, началась избирательная кампания. Первый этап — выдвижение кандидатов близок к завершению. Далее предстоят суровые будни борьбы за голоса избирателей. Важная задача — не выйти за рамки законодательства и досрочно не сойти с дистанции.

Чего стоит бояться претендентам на мандаты, а чего нет, почему жителям Израиля бессмысленно выдвигаться кандидатами на российских выборах и почему бесполезно жаловаться в избирком на нарушения, председатель избирательной комиссии Свердловской области Валерий Чайников рассказал в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро".

- Валерий Аркадьевич, какие принципиальные изменения выборного законодательства произошли к настоящему времени?

- В 2003 году, как вы помните, депутаты Госдумы избирались по смешанной системе - по спискам и одномандатным округам. В 2007 и в 2011 годах депутатов избирали только по партийным спискам. Теперь мы вернулись к прежнему порядку.

- Нарезка избирательных округов сильно изменилась…

- А как это влияет на результаты? Мне вот все про нарезку говорят, а как влияет? Округа сменились – все кандидаты стали в равных условиях. Ведь возмущаются те, кто "прикормил" округ и считал, что все решено.

У нас два критерия – численность избирателей и наличие общих границ. А там уже соревнуйтесь на той территории.

- Как же так? Депутат работал в округе, реагировал на все запросы избирателей – почему тот, кто вообще ничем не занимался, должен быть с ним в равных условиях?

- А избиратели пусть определят: кто работал, а кто нет. Все остальное – абстракции. Тем более, что по Госдуме не было округов в прошлом созыве, поэтому говорить о какой-то чьей-либо работе в каком-то конкретном округе не приходится.

- Как будет осуществляться администрирование выборов? На выборы в Госдуму в Свердловской области создано 7 окружных комиссий – кому они будут подчиняться?

- В соответствии с законом окружные комиссии организуют выборы на своей территории и передают сведения в организующую комиссию. На федеральных выборах такой является Центральная избирательная комиссия, естественно, что отчитываться они будут в первую очередь там. Что касается Заксобрания – у нас 25 окружных комиссий, а организующей является избирательная комиссия Свердловской области. Но при этом всем надо учитывать, что даже на федеральных выборах следить за соблюдением избирательных прав и их нарушением – это задача областного избиркома.

Окружная комиссия занимается приемом документов у самовыдвиженцев по округу, приемом документов у выдвиженцев от избирательных объединений по одномандатным округам, их регистрацией, изготовлением информации о них, отслеживает предоставление печатных агитматериалов на территории, а также агитационные мероприятия, и подводит итоги голосования в границах своей территории.

- Что еще поменялось?

- По указу президента в этом году кандидаты должны предоставлять сведения по имуществу, в том числе супруги и несовершеннолетних детей.

Сегодня мы уделяем особое внимание наличию судимости и заграничных счетов – это основные моменты. Сокрытие судимости – это отказ или отмена регистрации. Сокрытие иностранных счетов – также влечет либо отказ, либо прекращение регистрации.

Все остальное проверяем, если есть ошибки в сведениях об образовании, не вся собственность на территории Российской Федерации была указана – это не влечет отказа в регистрации, но в сведениях о кандидатах мы эти моменты будем указывать, чтобы избиратели знали.

- На днях СМИ обсуждали, что в Свердловской области есть кандидат, планирующий переехать на ПМЖ в Израиль и уже отправивший туда семью – как проверять его счета будете?

- У нас есть порядок: мы будем направлять запросы в соответствующие органы, и те уже будут предоставлять нам информацию. На основании этой информации и будем принимать решения.

Но хотелось бы подчеркнуть, что даже если сведения эти будут выявлены после выборов, то сейчас действующие депутаты могут на этом основании быть лишены мандатов. Прецеденты уже есть.

- Год шла дискуссия о том, как будут использоваться агитационные "кубы" на выборах. В итоге можно или нельзя?

- Это уже немножко за рамками избирательного законодательства, в порядке закона "О шествиях, митингах и демонстрациях" – где речь идет об одиночных пикетах и использовании палаток и прочего. Там вносились изменения. Это не к нам.

- Не к вам - то есть в случае чего у избиркома не будет претензий к кандидату?

- Есть конкуренты – у них остается право оспорить любое действие кандидата. По нашей линии кандидат будет предупрежден, если будут жалобы и они подтвердятся. А по линии охраны общественного порядка – там, наверное, может быть привлечен и к административной ответственности, но это уже не нам решать.

- А собрания кандидатов во дворах – они как-то регламентируются?

- Кандидаты вправе проводить собрания. Более того, органы местного самоуправления обязаны определять места этих собраний. Если кандидат предпочтет другое место – пожалуйста, но собственники этих помещений должны уведомить избирательную комиссию, что готовы предоставить эти же места, помещения и другим кандидатам на тех же условия. А если собственник помещения откажется, то вопросы в этом случае будут к нему, не к кандидату.

- Произойдет ли в эти выборы тотальный переход на КОИБы?

- Везде КОИБов не будет точно. Поскольку для 2 548 избирательных участков, которые будут работать на территории Свердловской области, пока в наличии 672 комплекса. Порядок их использования будет устанавливать ЦИК. Решит, что их надо здесь использовать – будем использовать. Решит, что их важнее задействовать в Москве или Санкт-Петербурге – перебросим туда.

Если оставят в Свердловской области – предполагаем в основном их использовать в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле.

- А видеонаблюдение на свердловских участках будет?

- На днях выступала председатель ЦИК, она сказала, что с губернаторами ряда проблемных регионов удалось договориться о том, что будут найдены средства на установку видеонаблюдения. По нашей области я такой информацией не обладаю. Единственное, что по разговорам, которые у нас были ранее с руководством региона, в бюджете таких средств нет. "Ростелеком" запросил порядка 48 миллионов рублей только за установку. А потом, когда они это оборудование снимут, нужно ведь будет проводить ремонт, а это еще средства, и существенные.

- Появились первые кандидаты в депутаты, началась агитация - уже есть нарушения, предупреждения?

- Мы ведем разъяснение о том, что с момента объявления выборов и вступления в избирательную кампанию – выдвижения списка кандидатов действуют особые условия относительно агитации.

Прежде всего: все те билборды, которые висели – на сегодняшний день должны быть оплачены только из избирательного фонда, и размещаться они должны с согласия соответствующей избирательной комиссии. Кандидаты или их представители приходят в комиссию, там смотрят материал, видят, что нет нарушения законодательства, после этого дается разрешение на его распространение. Вот с этого момента можно вешать.

Обращения есть, но их немного. Было по одной газете, что она вышла одновременно с выдвижением кандидата и должна быть, соответственно, оплачена из избирательного фонда. Но посмотрели, что в печать она была подписана еще за неделю до того, и поэтому говорить о том, что есть нарушение – нельзя.

Были обращения по рекламным щитам. К примеру, в отношении ЛДПР написали нам письмо, что у них договоры были до 28 июня, и на сегодня они закончились, а щиты висят. Проверили: действительно - висят, действительно — договор истек. Но в данном случае собственник конструкции должен был вовремя снять эти плакаты, ответственность на нем. Есть судебная практика, что в этом случае претензия предъявляется собственнику щита.

- Но это ведь одна из схем: официально одна дата указывается, неофициально договариваются, чтобы не снимали и оплачивают уже без договора…

- Ну, тут уже мы не лезем. Это уже какие-то иные финансово-экономические отношения. Мы только в правовом поле работаем. Все остальное – мы лишь говорим, что любая агитационная продукция должна быть изготовлена за счет средств спецфонда, оплачена и разрешена к размещению избирательной комиссией.

- То есть для кандидата ответственности не будет?

- Если все сделал правильно, нет. Если договор был заключен на определенный период – до выдвижения, сейчас у него в этом отношении ответственность заканчивается – не будет же он сам лезть и снимать.

- Какие сейчас действуют ограничения на агитацию?

- В наглядной агитации могут использоваться только изображения кандидата: одиночные, либо в составе списка кандидатов с кем идет, либо среди неограниченного круга неопределенных лиц. Все что касается иных лиц – он не вправе использовать.

Также необходимо письменное согласие на использование высказываний иных лиц. За исключением случаев, когда эти высказывания ранее уже публиковались в СМИ при указании источника.

- Какое наказание ждет в случае нарушения?

- Мы никого не снимаем с выборов. Это делает только суд. Мы лишь регистрируем нарушения и выдаем предупреждения. Но отменять регистрацию у нас нет полномочий. Даже если, к примеру, выявили судимость – только через суд можем снять.

- В каком случае вы обязательно будете обращаться в суд?

- Как такового перечня нет, но все в законе прописано. В каждом случае будем разбираться индивидуально.

- В случае нарушения агитации, к примеру, будете обращаться в суд?

- В этом случае комиссия не будет обращаться в суд. Мы настроены на то, чтобы все кандидаты дошли до дня голосования. Комиссия будет только предупреждать. Наша задача, чтобы выборы были максимально конкурентными, есть установка президента. И мы на это нацелены. Но есть другие кандидаты – они могут обратиться в суд. И у них есть юристы, которые будут искать, к чему придраться.

- В случае провокации, к примеру, выпуска фальшивой газеты от имени кандидата, где будет нарушено все, что можно. Как он сможет оправдаться?

- Я не знаю, как будет строиться доказательная база. Но прежде всего это работа правоохранительных органов: установить типографию, кто заказчик, если кандидат утверждает, что не он – то много аспектов возникает. Но, вообще, эта проблема существует, сколько существуют выборы.

Ту информацию, которая легально будет размещаться, мы будем оценивать и давать добро. Все, что касается незаконной агитации – это уже к правоохранительным органам, мы лишь будем давать оценку. Но, естественно, если член комиссии где-то увидит, скажем, билборды без выходных данных – он обязательно сообщит в нашу комиссию по информационным спорам, она для этого и создана.

Но комиссия расследованиями заниматься не будет. Задача комиссии – организация процесса голосования. А все, что связано с нарушениями закона, - это в правоохранительные органы либо суд.

- И в завершение: какой ваш прогноз, ожидания по явке?

- В идеале должно быть 100%. Но реально мы ожидаем, что на федеральные выборы придет 50-60% избирателей. В этих пределах, думаю.

Беседовал Игорь ЧУКРЕЕВ