Андрей Альшевских: Свердловским министрам пора готовиться к 1 апреля

А оборонщикам - к конверсии.

Госдума на этой неделе принимает бюджет РФ на 2017 год. Главный финансовый документ страны уже одобрен во втором чтении. Многие депутаты, в том числе и избранные от Свердловской области, в этом процессе участвуют впервые. И периодически сталкиваются с неожиданностями: Минздрав России обвиняет региональные власти в самодеятельности, уральские министры оказываются не готовы к работе, а сами парламентарии спорят о графике обсуждений. О том, как делят деньги, "Уралинформбюро" рассказал депутат Госдумы от Свердловской области Андрей Альшевских.

- Как оцениваете принятый во втором чтении бюджет?

- Пока рано говорить про какие-то ощущения, потому что сегодня будем принимать в окончательном третьем чтении. После этого все уже будет ясно и понятно. Но хотелось бы отметить: между первым и вторым чтениями дополнительно изыскано 540 миллиардов рублей.

- За счет чего?

- За счет перераспределения неэффективных расходов. Вывод можно сделать один: когда есть обоюдное желание, всегда можно найти выход из сложившейся ситуации. Эти 540 миллиардов рублей – это только на 2017 год. А если смотреть на трехлетний период, то это полтора триллиона.

Из общей суммы на будущий год: 247 миллиардов – предложение правительства, которое начало уточнять свои расходы, 241 миллиард – это предложения депутатов.

- Откуда взялась эта экономия?

- Все работали в рамках своих комитетов. На нашем мы обсуждали промышленность, малый и средний бизнес, гособоронзаказ. Как минимум нам удалось удержать то финансирование, которое было по 2016 году, чего не скажешь, к примеру, о программе здравоохранения, где идет сокращение.

- Опять грядут оптимизация и новые закрытия поликлиник?

- Вот достаточно интересный вопрос. В ходе обсуждений выяснилось, что рекомендаций, на которые ссылаются региональные чиновники, якобы федеральное министерство требует закрытия неэффективных, малокомплектных, удаленных и тому подобное учреждений, не было.

Скворцова (министр здравоохранения РФ – прим.ред.) приходила и говорила: "Мы не рекомендовали, более того, мы наоборот требовали, чтоб не закрывали учреждения в отдаленных территориях". Говорила, что надо разбираться, почему местные чиновники и региональные власти принимали такие решения.

И возникает вопрос: все-таки кто лукавит? Либо Скворцова, которая говорит, что таких рекомендаций не было, или все-таки власти на местах, которые так вот, по-своему, трактуют оптимизацию неэффективных расходов.

- Какие проблемы возникают в работе над бюджетом?

- Не выстроены каналы коммуникации с региональным правительством. Но в принципе понятно почему – просто раньше такого никогда не было. И когда мы начинаем просить, требовать какую-то информацию, они и отказать не отказывают и предоставить не могут. Потому что не знают, как это, что говорить. Этого не было никогда.

Депутаты Госдумы должны отстаивать интересы своих территорий, непосредственно работать в связке с исполнительными органами власти. А чтобы идти и чего-то добиваться, выделения каких-то средств, ты должен знать, что правительство уже сделало, что они уже ходили и подали заявку. Причем заявки на 2017 год должны были подать до 1 апреля 2016-го.

И сейчас наша задача - стимулировать и заставлять правительство Свердловской области составлять заявки на 2018 год до 1 апреля 2017-го.

- Во все вопросы по бюджету успеваете вникать?

- Честно скажу, даже со всем имеющимся опытом мне очень тяжело угнаться за этим процессом. Особенно в связи со всеми организационными моментами, когда с кабинетами все непонятно было, с помощниками, всем прочим. В итоге по своему комитету еще могу что-то как-то говорить, а по другим даже не было технической возможности разобраться. У меня даже не было информации, где, когда и какие комитеты проходят, чтобы присутствовать на них.

- Как оцениваете работу коллег?

- Все идет в штатном режиме. Единственное, на что я бы хотел обратить внимание, при всем моем уважении к депутатскому корпусу, но мне просто интересно, что сейчас буду говорить коллеги оппозиционных партий, которые сейчас выходят и начинают протестовать.

Как бы то ни было, бюджет – это основной документ, который необходим для того, чтобы страна жила. Я понимаю, что есть политическая возня-борьба, но есть вещи, на которых нельзя спекулировать. И когда некоторые оппозиционеры выходят и говорят: "А мы не будем поддерживать бюджет - он плохой". В первом чтении голосуют против, потом вносят поправки, в том числе и бредовые, со словами "примите их, или мы не будем голосовать за бюджет".

А потом они будут приезжать в регионы, говорить, как они хорошо поработали и как они добились строительства школ, выделения средств, а сами при этом не имеют к этому никакого отношения и голосовали "против". Вот это - достаточно любопытный момент.

- Многие жалуются на тяжелые условия работы...

- Все прекрасно понимают, что бюджет надо принять, объем очень большой и что будем работать до упора.

Тяжело. Но там же тебя никто не привязывает к креслу. Ты можешь выйти из зала, походить, попить кофе, чай. Там рядом с залом заседания кафе, на экранах идет трансляция выступлений - ты все-равно остаешься в процессе обсуждений. И всегда можешь успеть вернуться в зал, проголосовать. Многие депутаты так и делают.

Да, ты все время в напряжении и все время в здании – это тяжело. Но ничего особо страшного я не вижу. И потом, правильно ведь говорят: кто не выдерживает – ну, сдайте мандат, да и идите заниматься своими делами.

Забавно, кстати, все эти стоны наблюдать. Когда депутаты-списочники начинают говорить "мы устали", одномандатники отвечают им "нет, надо работать". Списочники пытаются при этом аргументировать тем, что за них голосовали всей страной, а одномандатников непонятно кто выбирал. Сразу возникает вопрос: их куда несет? По партийным спискам прошли и сейчас легких путей ищут?

- Чего ждать Свердловской области по итогам принятия бюджета в третьем чтении?

- Я сделаю потом подборку, сколько денег и конкретно на что область получит. Но надо понимать, что какое бы решение ни было принято – бюджет всегда в течение года корректируется, и при этом учитываются моменты, отраженные в постановлениях и протоколах обсуждений.

В любом случае, все субъекты, в том числе и Средний Урал, в обиде не останутся, получат свое.

Есть регионы-доноры, к которым относится и наша область. И там по многим направлениям будет прописано "ноль". Но это не значит, что субъект средства на эти цели не получит совсем. Они будут финансироваться, но за счет других источников, в первую очередь, за счет перераспределения внутренних финансовых резервов. Если федерация выделит средства на какую-то статью расходов, область сможет свои ранее выделенны на это средства переориентировать на что-то еще. Достаточно сложная схема, но так тоже делается.

- Но все-таки, что конкретно получит регион?

- Для всех субъектов, в том числе и для Свердловской области, сохранится финансирование АПК в объеме 2016 года, никаких сокращений не будет. Сохранятся достаточно неплохие объемы по ВПК. Будут финансироваться и все мероприятия, связанные с Чемпионатом мира 2018 года.

Помимо этого, надеюсь-таки, Екатеринбург получит дополнительные деньги на дороги, как город-миллионник. По программе благоустройства пока сказать не могу, но проект благоустройства дворов будет реализован за счет других источников доходов. Каких – пока не скажу. Однозначно будет программа реконструкции школ. Свердловская область тоже получит свои деньги и будет участвовать в этом проекте.

И по многим другим направлениям мы тоже имеем свою долю финансирования, всего не перечислить.

- Средний Урал во многом зависит от гособоронзаказа и финансирования космической промышленности. Как с этим в обсуждаемом бюджете?

- Весь гособоронзаказ, космические программы формировались в рамках исполнения поручений президента по модернизации российской армии. Это приоритетные направления - следовательно, будут финансироваться в полном объеме, как составлены и заявлены. Раз в оборонзаказе указано, что надо закупить столько-то единиц вооружения, значит, оно будет закуплено. Могут лишь быть подвижки по отдельным предприятиям.

Но эта программа гособоронзаказа работает только до 2020 года. И с 2018 года ожидаются определенные снижения. И тут все зависит уже от предприятий, насколько быстро они смогут переориентироваться на выпуск гражданской продукции. Такая задача сегодня стоит.

Беседовал Игорь ЧУКРЕЕВ

Ранее по теме:
Под пятой Володина