Авторынок включил четвертую передачу

На пути к обвалу.

Автомобильный рынок России переживает нелегкие времена. Взлетевшая до небес валюта, дорогие займы и неподъемное КАСКО сделали свое дело: в автосалонах - безлюдно, а дилеры вот-вот встанут на биржу труда. О том, что ждет рынок в ближайшей перспективе, в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказал ведущий аналитик агентства "Автостат" Азат Тимерханов.

- После августовского ажиотажа, когда машины расходились как горячие пирожки, сентябрь вновь показал "штиль". Что произошло?

- В августе была очередная волна девальвации российского рубля. Из-за этого многие автопроизводители решили поднять цены. Некоторые сделали это уже в августе, но большинство повысили  в сентябре. Поэтому многие россияне поспешили в автосалоны, чтобы успеть купить машины по прежним ценам. Как итог, продажи в августе 2015 года показали довольно неплохой результат - всего лишь около 20% уступив результату годичной давности. В сентябре же мы наблюдаем заранее выбранный спрос и невысокую покупательскую активность.

- В итоге рынок затормозит падение или продолжит скатываться на "дно" и дальше?

- Рынок продолжит свое падение, поскольку нет факторов, которые могли бы сыграть в плюс. На него "давит" экономика, которая испытывает рецессию. Именно это и является главным негативным фактором.

По предварительным прогнозам, по итогам 2015 года продажи легковых автомобилей в России снизятся на 35-38% к прошлогодней отметке - примерно до 1,5 миллиона единиц.

- Но государство же предпринимает какие-то шаги…

- Стимулирующих мер, предпринятых правительством, хватает лишь для того, чтобы уменьшить глубину падения. Без них рынок провалился бы еще сильнее.

Из ныне действующих программ господдержки неплохо помогло авторынку льготное кредитование. Если в I квартале 2015 года на долю подобных продаж приходилось лишь 20%, то во II квартале показатель составил 41%.

Программа утилизации тоже дает свой эффект, но ее влияние уже не такое действенное, как в прошлом году.

Наряду с этими мерами поддержки с середины мая была запущена программа льготного лизинга, но она завершается досрочно, поскольку предназначенные для нее бюджетные средства закончились.

На мой взгляд, если бы государство разрешило тратить материнский капитал на покупку автомобиля, то это могло бы стать наиболее эффективной мерой поддержки рынка.

- Чего ждать автодилерам от года грядущего?

- Что касается следующего года, то все зависит от макроэкономических факторов (цены на нефть, курс валют, экономические санкции и так далее). При оптимистичном сценарии развития можно рассчитывать на рост продаж во второй половине 2016 года. При пессимистичном - рынок может нащупать свое "дно", и тогда рост возможен не ранее 2017 года. Но в любом случае на достижение уровня 2012 года, когда был установлен рыночный рекорд (2,76 миллиона единиц), может уйти несколько лет, вплоть до 2020 года.

- Цены на автомобили продолжат расти?

- Перспектив для укрепления рубля пока не видно, поэтому, скорее всего, цены будут расти и дальше.

Вообще автопроизводителям сейчас не позавидуешь. Любые их действия могут отрицательно сказаться на прибыли: поднимут цены – потеряют в продажах, не поднимут - сработают в убыток.

- В СМИ то и дело появляется информация об уходе с рынка тех или иных брендов. Кто способен уйти?

- В "зоне риска" находятся Chery, Great Wall, SsangYong, Peugeot, Citroen, у которых продажи упали не менее чем на 70%.

Ольга КАРПОВА

Р.S. Ранее эксперты поделились с "Уралинформбюро" прогнозами развития авиаперевозок (Слабый рубль отправил иностранные авиакомпании восвояси) и потребительского рынка (Холодная война с Западом доведет уральцев до сумы).