Социальное уравнение Южного Урала

В условиях экономической нестабильности на бюджеты российских регионов ложится все более существенная социальная нагрузка.

Из года в год необходимо индексировать статьи расходов по поддержке населения, при этом число поддерживаемых также растет. Так, в Челябинской области насчитывается около 900 тысяч федеральных и региональных льготников. Как Южный Урал решает такое "социальное уравнение", в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказала министр социальных отношений Челябинской области Ирина Гехт.

- Перед министерствами, курирующими соцсферу, стоят сверхзадачи — помощь жителям, которые находятся в непростой жизненной ситуации. Какой объем средств выделяется на эти цели в Челябинской области?

- Наш бюджет один из самых масштабных с точки зрения и задач, и финансовой нагрузки. Из года в год он растет с учетом индексации статей расходов. Если в прошлом году мы исходили из 18 миллиардов рублей, в 2012 году было заложено уже около 20 миллиардов. На следующий год бюджет министерства будет увеличен примерно на 1 миллиард, что позволит реализовать целый ряд дополнительных мер соцподдержки, принятых в Челябинской области. Из недавно принятых отмечу дополнительные меры поддержки семьей с детьми в возрасте от 1,5 до 3 лет, которые не имеют возможности посещать дошкольные учреждения. В прошлом году приняли закон об областном материнском капитале, который начнет работать с 2015 года.

Основная часть средств социального бюджета традиционно идет на поддержку льготников. Сегодня на Южном Урале проживает 300 тысяч федеральных льготников. К ним добавляется примерно 600 тысяч региональных льготников, основную массу которых составляют ветераны труда. Кстати, благодаря недавно проведенной реформе, ветераны труда Челябинской области стали получать ежемесячно денежную выплату в 940 рублей. Это одна из самых внушительных сумм среди российских регионов — для сравнения на Среднем Урале выплачивается только 600 рублей.

Однако в приоритетах министерства не только помощь пожилым гражданам, но и семьям с детьми. Так, ежемесячное пособие на ребенка - 220 рублей - получают примерно 280 тысяч детей в возрасте до 16 лет. Это семьи, чей доход ниже прожиточного минимума, установленного в Челябинской области. Для бюджета эта, казалось бы, небольшая сумма превращается почти в миллиард. Сейчас законодательно мы ввели практику подтверждения права на это пособие - раз в три года. Это позволит оптимизировать численность получателей и направить сэкономленные средства на повышение размера пособия.

- В продолжение разговора о помощи пожилым гражданам - на какой стадии находится программа по обеспечению жильем ветеранов?

- Сейчас в очереди находится 414 человек, более чем половине из них выданы на руки уведомления о предоставлении жилищной субсидии. При этом большинство инвалидов и участников войны квадратными метрами обеспечены, в списке в основном вдовы этих категорий. Полностью мы рассчитываем закрыть очередь в следующем году.

Как правило, жилье приобретается на вторичном рынке, однако 20% квартир все-таки покупается в новостройках. У нас даже есть единичный опыт, когда дедушка из поселка Бреды на полученную субсидию самостоятельно построил дом.

Кроме этого ветеранам ежегодно выделяются средства из областного бюджета на ремонт жилья, подводку к дому газопровода, газооборудование. Для частных домов субсидия составляет 25 тысяч рублей, для квартир - 15 тысяч.

- Сегодня российские регионы все больше уделяют внимание решению проблем инвалидов. На Ямале 2011 год был объявлен Годом равных возможностей, на Южном Урале с 2013 года планируется приступить к проекту "Доступная среда"...

- Это так, в рамках федеральной программы "Доступная среда" разработан региональный вариант. Он уже представлен на конкурс Министерства труда РФ для получения дополнительного финансирования из госбюджета. Мы понимаем, что современные города практически не приспособлены для инвалидов, которых на Южном Урале насчитывается 280 тысяч. Поэтому для начала совместно с общественными организациями мы проведем паспортизацию всех соцобъектов на предмет их доступности для инвалидов.

Параллельно на базе Центров комплексного обслуживания населения, которые ранее были ориентированы только на пожилых граждан, мы начинаем открывать отделения реабилитации инвалидов. Цель — организовать работу с инвалидами, в том числе с особенными детьми, осуществлять патронаж семей, где рождается ребенок с ограниченными возможностями.

- Сколько их планируется открыть?

- У нас 50 комплексных центров, в каждом будет отделение реабилитации инвалидов. Пока мы работаем с 10 центрами, оснащая их необходимым оборудованием, обучаем специалистов уходу и общению с особенными южноуральцами и их родственниками. В планах открыть такое отделение в каждом районном центре, добраться туда инвалиды смогут даже из отдаленных населенных пунктов — для этого закуплено 26 специальных "Газелей", оснащенных подъемниками.

Отмечу, что данная сеть дополнит уже имеющиеся учреждения по реабилитации детей с ограниченными возможностями. В этом списке Кусинсикий областной реабилитационный центр, организующий заезды "Мать и дитя", Челябинский центр "Здоровье", где работает отделение раннего вмешательства для детей до 3 лет, магнитогорский реабилитационный центр, Челябинский центр "Семья", стационарное отделение которого берет на реабилитацию детей-инвалидов со всей области.

- Налажена ли обратная связь с инвалидами?

- Мы часто выезжаем в территории... В одну из таких встреч инвалиды пожаловались, что им неудобно ездить в областной центр за консультациями, и тогда мы сформировали команду представителей всех профильных ведомств и организаций, включая специалистов протезных предприятий. На месте были организованы консультации, мастер-классы, лекции, население положительно оценило этот опыт. Теперь такие встречи проводим регулярно.

- Насколько активно общественные организации участвуют в решении проблем инвалидов?

- Сегодня мы можем сказать, что с общественными организациями инвалидов налажен конструктивный диалог. Недавно, по их инициативе, в регионе был создан уникальный реабилитационный центр для детей с психическими отклонениями. В центре есть комнаты для различных видов терапии, в том числе рисования на песке, а также уникальное оборудование для работы с аутичными детьми. Вокруг центра уже сформировалось активное родительское сообщество, и это, как мы убедились, позволяет проводить реабилитацию на совершенно другом уровне: дети не чувствуют себя ущемленными или в чем-то ограниченными. Такие проекты мы, безусловно, будем поддерживать, в том числе и финансово.

Тесно сотрудничаем и с уполномоченным по правам ребенка в Челябинской области Маргаритой Павловой. В частности, в этом году был реализован проект "Обычная жизнь необычных детей", в рамках которого состоялась фотосессия с участием публичных, известных персон и VIP-ов города и детей с особенностями развития. На самом деле я очень долго сомневалась в самой идее проекта, однако после визита в центр помощи детям с особенностями развития "Звездный дождь" все сомнения отпали. Этим светлым и талантливым малышам, действительно, нужна такая поддержка. Сейчас мы совместно с Маргаритой Николаевной начали другой проект — дети из детских домов пишут сценарии, как они себе представляют жизнь в семье, итоги конкурса будут подведены в конце ноября.

Добавлю, что в Челябинской области работает общественный совет по вопросам семьи и детства, объединяющий общественные организации, органы исполнительной власти и бизнесменов. В рамках специального конкурса советом было отобрано 15 проектов по поддержке детей, предприниматели выбирают и финансируют их.

- Что делается для развития творческого потенциала особенных южноуральцев?

- В регионе проходят фестивали творчества инвалидов, мероприятия для семей, воспитывающих особенных детей. Мы стараемся собрать эту категорию граждан вокруг центров соцзащиты населения, чтобы семьи могли общаться друг с другом.

Особое внимание уделяется самореализации особенных малышей. В регионе не первый год проходит фестиваль творчества для детей-инвалидов "Искорки надежды", однако в этом году мы поняли, что нужно поменять его формат. Теперь наряду с творческими мастерскими будем проводить психологические, лидерские тренинги, что позволит дать детям уверенность в своих силах.

Кстати, такая же задача стоит и в отношении детей-сирот. 6-7 ноября проведем фестиваль воспитанников детских домов — упор сделаем на выработку у них лидерских качеств и уверенности в себе. С дополнительной подготовкой и соответствующей мотивацией поступление в вуз им обеспечено.

- Как в регионе помогают детям-сиротам?

- Прежде всего, их обеспечивают жильем - в 2012 году были выделены дополнительные средства на эти цели, в 2013 году объем финансирования будет увеличен еще на 56 миллионов рублей.

Со следующего года мы планируем ввести институт наставничества, чтобы у каждого выпускника был человек, который бы сопровождал его, помогая устроиться в жизни и ограждая от влияния мошенников. Ребенок, воспитывающийся в детдомах, как правило, теряется при столкновении с реальной жизнью. Наша задача - подставить ему плечо, чтобы он смог встать на ноги, определиться в этой жизни, став полноценным членом общества.

- Сегодня один из самых больных вопросов — это усыновление, особенно иностранными гражданами...

- Я думаю, во всем должна быть золотая середина. Когда мы запрещаем иностранное усыновление, ссылаясь на недавние громкие прецеденты, мы закрываем глаза на то, что и в российских семьях такие случаи не редкость, просто они не просочились в СМИ. Вообще если у ребенка есть возможность обрести семью, то этим шансом стоит воспользоваться. Конечно, это не исключает необходимость контроля.

Приведу наглядный пример. Один из коррекционных интернатов Южного Урала достаточно долго посещала американская семья миссионеров, привязавшаяся к 11-летнему мальчику. Это ребенок с достаточно серьезным заболеванием и вероятность того, что он будет усыновлен нашими соотечественниками, нулевая - мы трезво смотрим на эти вещи. Поэтому когда встал вопрос о его усыновлении, мы, согласовав свои действия с уполномоченным по правам ребенка, дали необходимые консультации семье. Сейчас они готовят документы. Надеемся, что мальчик наконец-то обретет семью...

- Статистику по усыновлению озвучить можно?

- Признаюсь, что в прошлом году нас жестко критиковали за большой процент иностранных усыновлений. В этом году в силу этих претензий число детей, ушедших в зарубежные семьи, уменьшилось в 5 раз (!), всего 44 ребенка усыновлено. В российские семьи ушло 139 детей, активно забирают малышей тюменцы, ямальцы, югорцы. Благодаря активной позиции СМИ, мы наблюдаем здесь рост. На сайте министерства соцотношений Челябинской области размещена страница "Видеопаспорт ребенка" – дети рассказывают о себе, раскрываясь совершенно с новой стороны... Это мы сделали вместе с программой "Пока все дома".

Поддержала нас и Южноуральская корпорация жилищного строительства и ипотеки. Ими отобрано 25 детей разного возраста. В случае их усыновления корпорация на протяжении 10 лет будет выплачивать семье ежемесячно по 10 тысяч рублей. Два ребенка уже ушли в семью. Следует понимать, что сегодня в детских домах находятся дети старших возрастов и не каждая семья готова их принять.

- Одна из самых больших статей регионального бюджета - материальная помощь населению...

- Это достаточно большой список, в котором есть и дети, страдающие тяжелыми заболеваниями. Совместно с министерством здравоохранения стараемся выделить финансирование на лечение за рубежом и приобретение дорогих препаратов.

Существенные средства тратим на выплату единовременного соцпособия. Наш анализ показал, что 60% обращений в министерство - это просьбы о материальной помощи. При этом часть просящих обращается к нам регулярно. Чтобы уйти от таких иждивенческих настроений, со следующего года мы перейдем на работу по соцконтракту, который даст человеку не рыбку, а удочку. Существенная помощь будет оказываться не безвозмездно, а при выполнении встречных обязательств. Например, кодировании в случае алкогольной зависимости или обязательном устройстве на работу.

В целом схема соцконтракта позволит увеличить объем материальной помощи. Если сейчас мы ограничены суммами в размере 1 тысяча, 5 или 10 тысяч рублей, то в случае социального контракта мы можем увеличить сумму до 20 тысяч при оказании материальной помощи или 500 тысяч — при дорогостоящем лечении. Нередко, общаясь с семьями в сельской местности, мы слышали: "Дайте нам корову, и мы сами справимся!". В первую очередь, деньги пойдут на решение проблем таких семей.

Подытоживая наш разговор, хочу сказать, что любая соцподдержка должна иметь адресный характер и предназначаться для тех, кому она действительно необходима, поэтому наша задача — дойти до каждого нуждающегося южноуральца.

Подготовила Валентина МАЖАРОВА