Нарушил правила на трассе – отвечай!

Дорожников в России ругает даже ленивый. Расхожее мнение - они сидят на "золотой жиле", а свою работу делают спустя рукава. Но при оценке отечественных дорог "за кадром" остается отношение автовладельцев, которые подчас пользуются ими по принципу "не свое – не жалко".

О безнаказанности на дорогах в интервью "Уралинформбюро" рассказал главный инженер ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" (ФКУ "Уралуправтодор") Михаил Петрукович.

- Михаил Геннадьевич, осенью прошлого года на трассе Екатеринбург - Пермь грузовик врезался в опору моста, который затем обрушился. Понес ли виновный наказание?

- Мост был построен по типовому проекту и по нормативам должен был прослужить не менее 50 лет. В результате наезда большегрузного автотранспорта на промежуточную опору он был напрочь разрушен. Поскольку мост является госимуществом, мы обратились с иском о возмещении ущерба. По решению Качканарского городского суда водитель грузовика должен заплатить государству 8 миллионов 271 тысячу рублей. Он также оштрафован ГИБДД.

- Прошел почти год, а обломки моста до сих пор не вывезены. Когда это произойдет?

- В настоящее время решается вопрос о демонтаже данного объекта - нужно документально зафиксировать, что его невозможно восстановить. Затем потребуется обследование сооружения и разработка проектной документации для определения стоимости демонтажа. Далее необходимо провести конкурсные торги, для определения подрядчика по выполнению мостовых работ и утилизации конструкций.

- Был ли шанс, что опора моста выдержит такой наезд?

- В данном случае требуется оценка полной массы транспортного средства. По техническим характеристикам, вероятная масса автомобиля марки Freightliner с полуприцепом, загруженным щебнем, - в пределах 70 тонн. А максимально разрешенная общая масса для движения по дорогам России в случае с делимым грузом (щебень как раз такой груз) - 40 тонн! Следует отметить, что повреждения пролетных строений путепроводов негабаритными грузами - не редкость на наших дорогах.

- Но ведь мы не знаем, был ли грузовик нагружен под завязку…

- Не думаю, что он "вёз воздух", и щебня было четверть объема. Какой смысл эксплуатировать огромную фуру полупустой?

Автомобильные перевозки на сегодня достаточно востребованы отправителями всех грузов, в том числе и дорожно-строительных. В связи с "реформами по оптимизации" (в кавычках) железнодорожных перевозок – стоимость услуг этого вида транспорта возросла и иногда несоизмерима со стоимостью продукции щебеночных карьеров, что в свою очередь удорожает дорожные работы. При этом на российских трассах увеличилась интенсивность большегрузного транспорта, в основном импортного производства, который, если его полностью загрузить, не имеет права по ним двигаться без особого разрешения. Основная сеть автомобильных дорог общего пользования построена в прошлом веке и рассчитана на 6 и 10 тонн нагрузки на ось. Сегодня расчетная нагрузка на ось 11,5 тонны, но и это требует пересмотра в сторону увеличения.

- Как, с Вашей точки зрения, нужно решать проблему? Может быть, запретить перевозки большегрузным транспортом?

- Основная часть грузоотправителей и перевозчиков законопослушны и выполняют правила перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов. А к нарушителям необходимо применять жесткие меры. Надо сделать так, чтобы нарушителей обязательно выявляли надзорные органы и они не могли уйти от ответственности. Необходимо построить достаточное количество постов весового контроля оборудованных штрафными стоянками. Сегодня есть всего два таких стационарных пункта на территории обслуживания Уралуправтодора, при общей протяженности дорог 2 400 километров. Один пост в Тобольске перед рекой Иртыш на 236 километре автодороги Тюмень - Ханты-Мансийск, второй - на 317 километре трассы Екатеринбург - Тюмень.

Получается, что дорожная проблема касается всех без исключения, тратятся огромные бюджетные деньги на содержание ремонт, капремонт, строительство автомобильных дорог, а должного заслона для нарушителей нет.

- Есть ли планы по увеличению числа постов?

- По заданию Росавтодора, мы планируем запроектировать и построить еще 7 новых стационарных постов, отвечающих современным требованиям, с обязательным оборудованием штрафстоянками, выполнить реконструкцию 2 существующих. Есть прогресс по поставке передвижных постов весового контроля автодорожному надзору. Нарушил – ставь машину и расплачивайся за нарушение. Отмечу, что помимо штрафа ГИБДД владелец автотранспорта в установленном порядке обязан компенсировать ущерб, нанесенный дорогам, по которым ехал с превышением весовых параметров. Сейчас же – без штрафстоянок - получается, что он платит только штраф, а потом нашим службам приходится взыскивать с нарушителя ущерб в добровольном порядке или через суд. Зачастую затраты на выполнение этой процедуры и судебные издержки превышают сумму ущерба - водители любят оспаривать начисленные суммы. Необходимо учесть и обширную территорию Российской Федерации.

- В России второй год подряд действуют летние ограничения на движение большегрузов, которым запрещено двигаться днем, если температура воздуха поднимается выше плюс 32 градусов. Насколько, на Ваш взгляд, необходима эта мера для сохранения дорог?

- Для Урала проблема деформации покрытия в жару присутствует, но не столь остра, как, например, для юга России. При метеопрогнозе с повышенной температурой мы направляем соответствующую информацию в ГИБДД для принятия соответствующих мер. В 2011 году мы направили запрос в ГИБДД. Сколько они остановили грузовиков в связи с жарой? Ноль! В этом году – тот же ноль. Сомневаюсь, что по нашим дорогам тяжеловесный транспорт в такую погоду не ездит. По крайней мере, у нас нет официальной информации о подобных нарушениях.

- В этом году многие водители жаловались, что повредили автомобили из-за дорожников - речь идет о щебеночном "дожде" на Пермском и Тюменском трактах. Они считают, что вы сэкономили на катках…

- На ряде участков этих трасс была выполнена шероховатая поверхностная обработка. Она обеспечивает профилактику сохранности асфальтобетонного покрытия, также увеличивает сцепные качества и, как следствие, обеспечивает безопасность дорожного движения в любую погоду. Дорожники разливают битумную эмульсию, рассыпают щебень тонким слоем, а затем вдавливают его катком. При этом битум заполняет и герметизирует трещины в асфальте от попадания воды. При замерзании - оттаивании, вода является одной из причин разрушения покрытия. В зависимости от состояния дороги требуется делать эту процедуру каждые два года.

- Судя по отзывам на автофорумах, у водителей подобная обработка вызывает больше отрицательных эмоций…

- Проблема, действительно, есть. Дело в том, что такой участок нужно эксплуатировать в щадящем режиме около двух недель - пока не "приживется" щебень: в соответствии с согласованной с ГИБДД и утвержденной схемой, скорость в этот период должна быть не более 40 километров в час. И большинство водителей это требование соблюдают. Но время от времени находятся те, кто идет в нарушение правил на обгон при 90 километрах в час, даже на грузовиках, а дисциплинированные участники дорожного движения страдают.

- И что делать? Может быть, участки на время лучше перекрывать?

- Это при существующей-то интенсивности движения? Это нереально! Единственный выход - чтобы на участке дежурили инспекторы круглосуточно. К сожалению, это не всегда возможно. Есть еще, конечно, вариант - совсем не ремонтировать дороги…

- Насколько я помню, раньше проблема щебеночного "дождя" так остро не стояла. Как давно используется данная технология?

- Она применяется очень давно. Просто сейчас дорожники стали выполнять такую обработку чаще, поскольку на эти цели выделяется больше средств. К тому же сейчас интенсивность движения возросла как никогда, и как никогда водители не соблюдают правила. Они должны за это отвечать, но у нас наказание не всегда находит "героя" по разным причинам…

Интервью подготовила Ольга ЛОБОВИКОВА