Ау-уа, зеленоглазое такси!

Нужны ли Екатеринбургу законопослушные таксисты?

В начале февраля 2014 года в ряде городов России таксисты отказались принимать заказы и развозить клиентов, протестуя против извозчиков-нелегалов. Акция прошла в Москве, Ижевске, Калуге, Кирове под единым лозунгом "Против беззакония и беспредела".

Уральские таксисты поддержали коллег на словах. По их мнению, засилье "теневых" извозчиков уродует рынок и ставит под угрозу безопасность пассажиров. О том, кому из "бомбил" жить хорошо и как пассажирам не избежать проблем, в интервью "Уралинформбюро" рассказал председатель профсоюза таксистов Свердловской области Дамир Газезянов.

- Дамир Наилевич, что представляет собой рынок услуг легковых такси в Екатеринбурге и других городах Среднего Урала?

- Рынок такси практически полностью "в тени". 80% фирм состоит из одних диспетчерских служб. Фактически они работают нелегально, ведь такого понятия как "диспетчерская служба" в законодательстве нет. Фирмы набирают желающих подзаработать автовладельцев и предоставляют им информационные услуги – заказы.

Причем нанимателям без разницы, кто будет у них работать. Ведь диспетчерские службы зарабатывают не на клиентах, а на перевозчиках. Поэтому они открывают путь в таксисты любому: достаточно иметь телефон, автомобиль и водительское удостоверение.

В результате все довольны. Клиент – тем, что быстро подъезжает машина, а она приезжает быстро, так как желающих подзаработать в такси хоть отбавляй. Самих извозчиков тоже все устраивает. Они отсидели в офисе днём, а вечером вышли подхалтурить. Диспетчерам тоже хорошо: они не несут перед клиентами никакой ответственности и не имеют обязательств перед водителями, ведь больничные и отпускные выплачивать не надо.

Легальных фирм, которые работают по стандартам, очень мало. Но и они, чтобы выдержать конкуренцию, вынуждены прибегать к услугам посторонних водителей.

- Что Вы имеете ввиду под стандартами?

- По федеральному закону "О такси", у легального таксиста должно быть разрешение на частный извоз. Причём сейчас предусмотрен упрощённый порядок выдачи документов. То есть ты заявляешь о своем желании  на сайте госуслуг, прикладываешь свидетельство об ИП или ООО, оплачиваешь госпошлину в размере 3 тысяч рублей  - через месяц тебе выдают разрешение сроком на 5 лет.

Проблема в том, что разрешение выдаётся не на водителя, как за границей, а на любую машину. Если изучить реестр выданных разрешений, то один ИП может иметь их до 30 штук. Как правило, коммерсант сдаёт их в аренду непонятно кому. Средняя стоимость аренды - всего 500 рублей в сутки.

В Екатеринбурге в 2013 году было выдано около 5 тысяч разрешений на перевозку пассажиров в такси. Около тысячи из них досталось компании, которая занимается продажей допусков третьим лицам.

- Получается, что клиенту предъявлять претензии зачастую некому?

- Именно. Более того, пользуясь услугами нелегалов, пассажир рискует своим здоровьем и жизнью. Есть ведь водители наркоманы, алкоголики. Были случаи изнасилований и грабежей пассажиров. 

- Как, на Ваш взгляд, можно навести порядок на этом рынке услуг?

- Необходимо менять законодательство и вносить в него такое понятие как "диспетчерская служба". Соответствующие ппредложения в Госдуму РФ вносились дважды, но были отклонены. Отмечу, что  федеральный закон "О такси" прописывал Независимый совет таксистов, куда входит руководитель сети диспетчерских служб, действующей по всей России. То есть они пролоббировали свои интересы и остались вне правового поля.

В наших силах вычислять нелегалов с помощью подсадных пассажиров. Есть статья  Административного кодекса РФ "Осуществление деятельности без специально выданного разрешения", но штрафы за нарушение смешные – всего 5 тысяч рублей. При этом штрафы для легальных таксистов могут доходить до 60 тысяч рублей. 

Плюс налоговики могут подключиться и наказать извозчика за уклонение от уплаты налогов. Они даже могут инициировать транспортировку автомобиля на штрафстоянку. Однако прецедентов пока не было.Мне кажется, должна быть сформирована специальная комиссия, в которую войдут инспекторы ГИБДД, налоговики. Они могут проводить "проверки на дорогах".

Хотелось бы, конечно, рассчитывать и на поддержку городских властей. Есть идея создать в Екатеринбурге единый диспетчерский центр и единую базу данных всех легальных перевозчиков, разработав для них общий тариф. В случае создания такой организации  оплата будет производиться по таксометру, и все водители будут проходить медосмотр перед выходом на линию. Нечто подобное сейчас пытаются создать в Москве.

- Медосмотр, оснащение автомобилей таксометрами требуют дополнительных затрат. Велик риск, что после всеобщей легализации средняя стоимость поездки вырастет...

- Ещё 5 лет назад топливо стоило на 60% дешевле, а услуги такси были на 40% дороже. Сегодня ценники подешевели из-за перенасыщения рынка "диспетчерскими службами". Как я уже говорил, им без разницы, сколько брать с пассажиров, они зарабатывают на перевозчиках. Я думаю, сегодня таксисты должны брать с пассажиров вдвое больше. В стоимость поездки входит и подача машины, и ожидание, и безопасность. 

Беседовала ЕЛЕНА ПЛЮХИНА

P.S. "Уралинформбюро" предлагает читателям ответить на вопрос, готовы ли вы платить больше за услуги такси в обмен на безопасность и комфорт?

Варианты ответа:

- Естественно, жизнь и здоровье дороже.

- Нужно оставить все, как есть: навести порядок на рынке все равно не получится, а переплачивать придется.

- Таксисты-хапуги хотят нажиться на пассажирах - существующие цены вполне адекватные.

Свое мнение можно высказать в группах агентства "ВКонтакте", в "Одноклассниках" или в комментариях к материалу.

Актуальное