Пыль в глаза Екатеринбургу

И обещания вымыть мегаполис с шампунем.

Екатеринбург утопает в грязи. Начать разгребать горы мусора погода позволила коммунальщикам лишь с 15 апреля. А завершить работы они должны к концу месяца. Хватит ли службам благоустройства рабочих рук и техники, чтобы привести город в порядок, и в каком виде столица Урала встретит майские праздники - об этом в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказал заместитель председателя комитета по благоустройству администрации Екатеринбурга Егор Свалов.

- Егор Анатольевич, для начала обозначьте фронт работ: какую территорию необходимо убрать и кто именно за какие участки отвечает?

- У нас на содержании находится 14 миллионов квадратных метров дорог и 4 миллиона квадратных метров тротуаров. Заказчиком работ по их расчистке являются районные администрации. При каждой из них сформированы дорожно-эксплутационные управления – так называемые ДЭУ. Они убирают город и механизированным способом, и вручную.

Естественно, что полностью очистить Екатеринбург ДЭУ не могут. Поэтому часть работ отдаётся на аукцион. Прежде всего, это ручная уборка от мусора тротуаров, придорожных газонов, парков и скверов, урн и остановок общественного транспорта. В отдалённых районах (Горный Щит, Кольцово, Компрессорный) зачастую выставляются на торги комплексно уборка и дорог, и тротуаров, и остановок. Это связано с тем, что гонять из центра технику на 15-20 километров, конечно, невыгодно.

Что касается  дворов, то это – фронт работ управляющих компаний.

- Как часто техника и дворники должны выходить на улицы?

- У нас существует определённый регламент, который предписывает, сколько раз в зависимости от категорийности дороги она должна убираться. Напомню, что улицы бывают внекатегорийными (центр города, гостевые маршруты), 1, 2, 3 и 4 категорий. Последние – это отдалённые районы, частный сектор, где нет асфальта.

К примеру, согласно документу, уборка по лотку (около бордюра) под лопату должна проводиться 2 раза в месяц. Грейдером грязь убирается 1 раз. Улицы у нас подметаются каждый день, мойка происходит тоже каждый день. Вакуумная техника ходит через день по внекатегорийным дорогам и улицам первой категории. В другие дни задействованы машины с механизированным сбором мусора.

По дорогам второй категории вакуумная техника ездит 1 раз в неделю по лотку и ещё 1 раз в неделю по оси. Затем мусор там также собирают специальные машины. Вручную, если техника не проходит, мы должны подметать 2 раза в неделю внекатегорийные дороги и 1 раз в неделю – улицы других категорий.

Что касается тротуаров, то по ним мы вакуумную технику прогоняем 2 раза в неделю, 3 раза в неделю моем пешеходные зоны вдоль внекатегорийных дорог и 2 раза в неделю – вдоль остальных. Центр города в квадрате Московская – Челюскинцев – Восточная – Фурманова мы подметаем каждый день вручную. В других районах дворники чистят тротуары 4 раза в неделю.

- А какие сроки обозначены по весенней "генеральной" уборке города? К 9 Мая Екатеринбург должны избавить от мусора и грязи?

- У нас месяц чистоты обозначен с 1 по 30 апреля. Нормально зайти на уборку мы смогли из-за погоды лишь 15 апреля. Сейчас погода позволяет вакуумную технику запускать, и придорожные газоны оттаяли наконец-то. Вода стоит только в парках и скверах. Сейчас мы стараемся ускориться. Вчера, к примеру, мы вывезли из города 126 тонн мусора на два полигона – Широкореченский и Северный.

К 25 апреля мы должны максимально избавить город от мусора. На 26 апреля запланирован субботник. Он станет финальным аккордом. После этого до 1 мая мы должны вывезти мешки с мусором и уже окончательно навести марафет. К началу мая планируется отремонтировать все ограждения (156 километров) и вымыть город с шампунем. К 9 мая – покрасить ограждения.

- Хватит ли техники и дворников, чтобы выполнить работы в отведённые сроки?

- Я думаю, хватит. Было бы, конечно, замечательно, если бы мы каждый закуток убирали в ежедневном режиме, но это баснословные деньги: увеличатся расходы на ГСМ, дворников нам придётся нанять в три раза больше. Сейчас в сутки выходит порядка 400 единиц техники, в ближайшее время эта цифра вырастет до 500. Дополнительно выйдут на улицы те машины, которые до последнего мы не переводили на летний режим работы на случай, если вдруг выпадет снег и нам придётся разгребать сугробы и посыпать дороги противогололёдными материалами. Также каждую ночь работают порядка 50-100 человек, а днём на улицы выходят 550 человек.

- Егор Анатольевич, всё-таки чего сейчас не хватает Екатеринбургу, чтобы дотянуться до Москвы, где уже месяц назад всё почистили?

- В Москве действительно уже чисто. Но я хочу отметить, что они ещё месяц назад приступили к сплошной мойке города. А у нас погода позволила выйти на дороги только 15 апреля. Там и финансирование в разы больше, чем в Екатеринбурге.

Мы в последний раз закупали технику в 2012 году. Тогда за счёт помощи из областного бюджета было приобретено 140 машин, но это и для ДЭУ, и для "Горсвета", и для "Зеленстроя". А в Москве ежегодно закупают порядка 500-600 единиц. Причём, если они покупают технику, то дорогостоящую, импортную. К примеру, у нас коммунальная машина на базе КамАЗа, которая зимой убирает снег и посыпает дорогу противогололёдными материалами, а летом моет дороги, стоит 7-8 миллионов рублей. В Москве подобная техника уже на базе Mercedes, которая стоит в 3-4 раза дороже. Одно нажатие кнопки, и автомобиль может совершить сразу несколько операций. Она, к примеру, если посыпает дорогу противогололёдной смесью, может остановиться рядом с остановочным карманом и автоматически рассчитать, на какое расстояние необходимо увеличить выброс материала.

В Екатеринбурге на дороги может выйти около 500 единиц техники, а Москва показывает цифру 11-15 тысяч.

- Если не секрет, какое сейчас финансирование на уборку улиц в столице Урала и каким оно должно быть в идеале?

- В 2014 году на содержание объектов улично-дорожной сети заложен 1 миллиард 113 миллионов рублей. Нам нужно примерно раза в три больше. Если бы позволяло финансирование, мы бы ежедневно убирали каждую улицу. Мы бы ремонтировали не 5-6% дорог, а 15%. А качественные дороги – это меньше грязи. Мы бы смогли реконструировать газоны, поставить больше ограждений, чтобы автомобилисты не заезжали на газоны и не выносили с них грязь. 

- Если вернуться к общегородскому субботнику, чиновники в этом году тоже внесут свой вклад в уборку города?

- Конечно. Мы традиционно будем участвовать в субботнике. Мэрия будет убирать Дендропарк на улице 8 Марта.

- И Вы тоже будете участвовать?

- Обязательно, я очень люблю субботники. Райадминистрации традиционно тоже присоединятся к акции. Представители Верх-Исетского района будут работать в сквере на Опалихинской, Железнодорожного – в сквере на Челюскинцев - Гражданской. Чиновники Октябрьского района будут трудиться в парке в районе Метеогорки, сотрудники администрации Ленинского района выйдут с граблями в парк по Бардина и сквер Архипова. Представителям Орджоникидзевской администрации достался летний парк Уралмаша, Чкаловской – парк на Ферганской, а Кировской - парк на Первомайской.

- Если жители города так же хотят поучаствовать в субботнике, куда им обращаться?

- Если они хотят наводить порядок в парках, им надо сообщить о своём желании в районные администрации. Если готовы выйти в свои дворы - то в УК. Там им должны выдать инструменты, перчатки, мешки для мусора. Но далеко не все управляющие компании организуют субботники. Если люди во дворе у себя мусор не бросают и дворник там регулярно работает, то в этом и нет необходимости.

- А если во дворах не убирают, куда екатеринбуржцы могут пожаловаться на обслуживающие организации?

- У нас в этом году воссоздана жилищно-коммунальная инспекция: она организует проверки и принимает жалобы от населения. Что касается дорог и тротуаров, то специалисты городского комитета по благоустройству 2 раза в месяц обязательно объезжают все районы. Если поступают жалобы, по ним выезжаем внепланово. Райадминистрации каждый день проверяют работу подрядчиков, помогают им квартальные.

Беседовала Елена ПЛЮХИНА

Актуальное