Туристы на чемоданах – летим или распаковываем?

Как не обжечься в горячий сезон.

Начинается пора отпусков. В этом году сезон выдался горячим во всех смыслах. Европа постоянно грозит санкциями, и можно остаться без виз. Таиланд пережил госпереворот, и затемно на улицу не выйти даже на курорте. Турция потирает руки и спекулирует ценами. Крым стал нашим, а сервис-то хотелось бы заграничный… И все это на фоне экономического кризиса. Куда податься в отпуске, чтобы отдохнуть от неприятных новостей? Об этом "Уралинформбюро" в эксклюзивном интервью рассказал исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.

- Михаил Анатольевич, для начала давайте подведем итоги майских праздников. Ощущается ли падение спроса из-за политических и экономических передряг, спровоцированных Украиной?

- В целом рынок просел. Многие программы пришлось урезать, в частности по Италии и даже по популярной Турции. Но нельзя сказать, что падение спроса было катастрофическим: могло быть и больше. Примечательно, что майские туры в этом году раскупались в последние дни, хотя обычно подъем продаж начинался в феврале, и к середине апреля основная масса уже была забронирована.

- Какие из стран оказались в фаворе?

- Безусловным лидером остается Турция, на которую пришлось около 50% объемов продаж. Среднюю стоимость тура вычленить сложно, поскольку коридор цен большой. Были путевки и за 500 тысяч рублей на семью из четырех человек. Из-за обострения отношений с ЕС и введения санкций туроператоры боялись оплачивать большие блоки мест по Европе, предпочитая бронировать более предсказуемые направления. Сказались и колебания курса валют. Путевки в Турцию подорожали примерно на четверть.
Что касается Европы, то там цены в среднем выросли на треть в рублевом эквиваленте.

- Чего стоит ждать в горячий сезон? Не бросились ли туристы распаковывать чемоданы?

- Судя по динамике бронирования, увеличения объема авиаперевозок в этом сезоне ждать не стоит. В 2013 году он был, но это не свидетельство роста благосостояния и рынка как такового – это продиктовано позицией авиаперевозчиков: им надо было задействовать самолеты, находящиеся в лизинге, в связи с чем они делали выгодные предложения. Делить риски с ними приходилось туроператорам - имея долги перед авиакомпаниями, они не могли отказать.

Абсолютно необусловленный рост был по греческим островам – в результате направление принесло убытки. Поворотным событием стали рекомендации МИД и Ростуризма не ездить в Египет - те, кто делал ставку на это направление, понесли ощутимые убытки, для остальных это стало подарком судьбы.

Что касается наступающего лета, то были опасения из-за политической обстановки, но они не оправдываются. Напротив, ситуация обратная - процедура получения виз в Италию, Францию, Грецию по факту стала легче, меньше отказов.

- С чем это связано?

- Личное мнение выскажу – европейские страны прозорливо используют политическую игру в свою пользу. В то время, когда официальная позиция ЕС  в "закручивании гаек" по отношению к России, и прибалтийские страны берут под козырек, другая часть Европы перетягивает на себя их турпоток.

Правда, по Чехии ситуация стала чуть сложнее. Эта позиция непонятна на фоне того, что Чехтуризм активно предпринимает шаги по привлечению россиян. Один россиянин для Чехии приносит денег втрое больше, чем тот же немец, потому что отдыхает по принципу – гулять так гулять.

- Наших туристов активно "пичкают" Крымом… У него есть шансы заманить побольше туристов?

- Как показала практика первых поездок в Крым, там есть, над чем работать. Когда едешь в Крым через Украину, остается полагаться на здравый смысл пограничников: если стрелять в людей они и не решатся, то задержать поезд на несколько часов могут вполне.

Чтобы избежать разногласий с украинцами, был предложен маршрут по российской территории с единым билетом – поездом до Краснодара или Анапы, потом на автобусе до порта Кавказ, паромом в порт Крым, и оттуда уже на колесах по полуострову. На мой взгляд, добираясь трое суток до Анапы, уже не будет ни сил, ни резона ехать дальше, когда море уже тут, рядом. А впереди – многочасовая очередь на паром, жара, дети пищат…

Направление было открыто в мае. Официально декларировалось, что единым билетом на полуостров воспользовались около тысячи человек – не впечатляюще, к тому же в действительности было еще меньше. Дело полезное, но бездумно реализовано.  Не отлажено взаимодействие между ведомствами…

Власти посчитали, что можно только на патриотизме создать туристический поток, но туризм вне политики. Идея с субсидированием авиаперевозок в Крым  хороша, но остается очень много нерешенных вопросов. Не определен и юридический статус санаторно-курортной базы. Ведь собственники здравниц – украинские предприниматели, пускай и на нашей территории. Всем этим еще предстоит заниматься.

А вот опасения по поводу безопасности отдыха в Крыму напрасны - сейчас там сотрудников МВД, мне кажется, больше, чем по всей России…

- Раз уж заговорили о безопасности… На федеральном уровне давно обсуждается вопрос установления минимальной суммы страховки для туристов в размере 2 миллионов рублей. Стоит ли оно того?

- Главное, что беспокоит туристов, как это отразится на стоимости путевки – волноваться не о чем. Если сейчас на оплату страховки уходит 1 евро в день, то при таком раскладе будет 2 евро. Надо сказать, что большая часть сложностей возникает с индивидуальными туристами, которые едут вообще без страховки либо с просроченной. И вызволять их из-за границы приходится всем миром. Один из вариантов избежать таких ситуаций – обязательное страхование всех уезжающих за границу. Сейчас основная масса случаев укладываются в сумму нынешней страховки. Серьезных ДТП в общей статистике очень мало, летальных исходов 2-5 за весь сезон.

- А что касается "Турпомощи", есть ли от нее эффект?

- Крайне спорный проект. Его нужность не для всех очевидна. Мы высказывались против, но официальные обращения были единичными. У туроператоров итак достаточно механизмом регулирования – их вносят в реестр, есть фингарантии… Но мотивация государства ясна – переложить расходы при ЧП с бюджета на туркомпании. И если для крупных игроков изыскать 100 тысяч в общую кубышку не составляет проблемы, то для некоторых это - огромная сумма, которую нужно вырвать из оборота.

- Каждое лето на туррынке лопаются "мыльные пузыри". Как защититься от агентств-"пустышек"?

- Сейчас турагентств на рынке в 5 раз больше необходимого: по приблизительным прикидкам, 1 500, хотя трехсот бы хватило за глаза. Не раз поднимался вопрос о более жестком контроле за ними со стороны государства – либо финансовом, либо лицензионном. Но ни на то, ни на другое власти не пойдут, чтобы не навредить малому бизнесу. А саморегулирование – сложный и долгий путь. Неэффективно и тупиково. Здесь уже сам клиент должен о себе позаботиться – часто обращаются люди, которые приобретали путевки "на скамейке".

Даже более остро, чем мошенничество, стоит вопрос подготовки турагентов. Безграмотность повсеместная. Они не могут дать толковые консультации, из-за чего турист получает некачественную услугу.

- Может, дешевле и спокойнее прокатиться по родным просторам?

- Внутренний туризм, действительно, направление интересное, но туда для начала нужно вложиться. Мы давно пытаемся реализовать проект "Самоцветное кольцо Урала". Он предполагает маршрут выходного дня, чтобы свердловчане могли интересно и с пользой провести свободное время, познакомившись с достопримечательностями родного края. Чтобы сделать маршрут популярным, предстоит большая работа по развитию придорожного сервиса, сети гостиниц.

Минэкономики одобрило проект, нашлись инвесторы. Но как дошло до дела – все споткнулось о бюрократию и недостаточный профессионализм. Не один такой сигнал поступал от потенциальных инвесторов – кому-то предлагают построить объекты на земле с неясным правовым статусом, другим убедительно предлагают профинансировать разные малопонятные мероприятия. В таких условиях инвесторы работать не хотят.

Беседовала Людмила СОЛОДКОВА

Еще в сюжете: Мы едем в далекие края