Призрак безработицы

До Екатеринбурга не добрался.

Разговоры о стоящем на пороге кризисе заставили россиян крепче держаться за место работы. Однако у страха глаза велики. Если верить опрошенным "Уралинформбюро" экспертам, никаких признаков кризиса на рынке труда пока нет. При высоком уровне профессионализма и желании развиваться специалист с легкостью находит достойную работу. Находятся вакансии для выпускников, инвалидов, пенсионеров. Об особенностях местного рынка труда агентству рассказали замначальника отдела по содействию занятости населения Екатеринбургского центра занятости Александр Дорофеев и директор Уральского филиала рекрутингового портала HeadHunter Анна Хвостова. 

- Аукнулся ли экономический спад в России на рынке труда в Екатеринбурге? Не грядет ли кризис а-ля 2008 год?

А.Х.: Нестабильная ситуация у нас в экономике уже очень давно, и мы достаточно хорошо адаптировались. Могу сказать, что ситуация, похожая на предкризисную, пока не наблюдается. Если вспомнить 2008 год, то у нас там после второго квартала началось падение вакансий где-то на треть и рост резюме в 2,5 раза. Сейчас такого рядом нет. Всё динамично растёт. И если что-то тормозится, то, скорее, это объясняется сезонными вещами.

А.Д.: Массовых сокращений на сегодняшний день нет. Ситуация совершенно спокойная. Сейчас в базе данных екатеринбургского центра занятости 18 000 вакансий и 3 500 безработных, поэтому с поиском работы всё нормально. 

- Люди склонны бегать с места на место или дорожат своей работой?

А.Х.: Ну люди как всегда. Кто-то бегает, кто-то дорожит. Это зависит и от профессии, и от уровня образования и ответственности. Но в последние годы в связи с тем, что квалифицированных кадров на рынке больше не становится, требования к персоналу всё растут, в последнее время работодатели всё-таки больше заинтересованы в том, чтобы удержать персонал.

А.Д.: Здесь зависит от того, где человек работает, как работает. Естественно, любой работодатель заинтересован в том, чтобы грамотный специалист работал и приносил прибыль. Средний период работы – 5 лет. Если в течение 5 лет человек не растёт по карьерной лестнице, у него не увеличивается заработная плата, он как минимум задумывается о смене работы. 

- Сейчас лето в самом разгаре - стремятся ли подзаработать школьники и студенты и насколько охотно их берут?

А.Х.: Тут вопрос в том, на что они рассчитывают. Если они хотят за лето заработать себе на "Феррари", то тут извините... А если действительно хотят работать, то тут всё просто. Чаще всего школьников берут курьерами и уборщиками территории. На сегодняшний день у нас около 5000 вакансий для людей без опыта работы..

А.Д.: Работодатели побаиваются принимать несовершеннолетних, потому что это очень большая ответственность. Их проверяет прокуратура, их может проверить служба занятости. Хотя наши дети работать хотят.

- А что касается выпускников вузов? Насколько они подготовлены, и жесткие ли требования к молодым специалистам? 

А.Х.: Работодатели постоянно хватаются за голову и вопят: "Кого нам присылают вузы? Это ужас. Они ничего не умеют, они ничего не хотят". Работает старый принцип - "забудь всё, чему тебя учили, и учись работать по новой". И до тех пор, пока мы будем иметь такую систему высшего образования, которая достаточно сильно отторгнута от реальности, ничего не изменится. Те работодатели, которые сильно страдают от недостатка молодых кадров, давно создали систему наставничества, переподготовки.

Опасно и то, что студенты очень плохо себе представляют, какие требования они могут предъявить, а какие выглядят просто нелепо. Когда приходит выпускник и говорит: "У меня есть высшее образование, знаю иностранные языки и я хочу зарабатывать не меньше 80 тысяч" - для рынка это просто нонсенс. Специалисту с высшим образованием и иностранными языками мы готовы платить тысяч двадцать пять.

А.Д.: Есть молодые специалисты, которые проходят практику уже непосредственно в вузах, если хороший студент, то, как правило, работодатель сразу его замечает и, естественно, в дальнейшем принимает на работу.

- Кто сегодня больше востребован: гуманитарий или инженер?

А.Х.: Спрос на инженерные профессии очень хороший, и он с каждым разом растёт - сфера производства у нас в этом полугодии попала в Топ-5 самых востребованных. Помимо производственников, работодатели чаcто ищут продажников, профессионалов в сфере IT, бухгалтеров. Не хватает как квалифицированных рабочих – токарей, сварщиков, так и инженеров. Для гуманитариев тоже находится работа. Но здесь нужно понимать, что одного гуманитарного образования мало, нужно что-то ещё. Сейчас тенденция, что ты должен учиться практически постоянно.

А.Д.: Там, где специалистов много – это бухгалтера, юристы, конечно, конкурс очень большой. Что касается технических должностей, то проблем с трудоустройством нет, с охотой берут даже молодых специалистов. Хорошо трудоустраиваются выпускники пединститута. Сложности возникают у искусствоведов, филологов, философов, социологов.

- Переходят ли дорогу уральцам мигранты?

А.Х.: Вообще не мешают. Они занимают особую нишу, на которую наши работники не претендуют. Раза в полтора-два их заработная плата отличается от зарплаты специалиста.

А.Д.: Мигранты занимаются уборкой улиц, помещений, возят нас, чем уральцы не спешат заниматься.

- Насколько сложно приходится инвалидам конкурировать с остальными? Какие вакансии им предлагают?

А.Х.: Сейчас у нас 669 вакансий для инвалидов. Это очень большой слой соискателей, экономически интересных работодателям. И то, что они у нас до сих пор были вне зоны внимания, - это ошибка самих работодателей. Её сейчас начали исправлять. Эти люди востребованы во многих областях, в первую очередь в тех, где можно работать удалённо, например, IT, исследования, как было всегда. А сейчас тут ещё и продажи, административный персонал, работы в области маркетинга. 

А.Д.: Есть такой нюанс, что инвалиду на каком-то этапе бывает необходимо ложиться в больницу. Конечно, работодателю это неинтересно. Но иногда работодатель обязан принять по квоте такое-то количество инвалидов - такие рабочие места есть. На сегодняшний день в Екатеринбурге трудоустроены 180 человек с ограниченными возможностями.

- Нужны ли на рынке труда люди предпенсионного и пенсионного возраста?

А.Д.: Люди предпенсионного возраста – это прежде всего специалисты с огромным опытом работы. Раньше было модно, что секретарями брали молодых девушек, не скажу, что сейчас мода поменялась, но квалифицированные специалисты находят работу всегда. Как говорится, удовольствие отдельно, работа отдельно. 

А.Х.: Пенсионный возраст будут повышать и, безусловно, эти люди очень востребованы. Если мы посмотрим на европейские страны, то там в основном работает персонал в возрасте и безработица у молодёжи достигает 50%. Если всё это будет продолжаться, то нас ждёт тоже самое. Уменьшается доля трудоспособного населения, и всё меньше выпускников выходят на работу.

Беседовала Олеся ТОВПИНЕЦ

Актуальное