Запретный плод России

Кислое яблоко раздора.

Россияне замерли в ожидании последствий продовольственного эмбарго. Цены на продукты уже поползли вверх, хотя власти уверяют, что все под контролем. Чего стоит ждать, "Уралинформбюро" рассказал глава Союза потребителей РФ Петр Шелищ.

- Петр Борисович, главный вопрос, волнующий россиян, что будет с ценами после ограничения импорта?

- Рост неизбежен. И это на фоне того, что с начала года продукты уже существенно подорожали: к началу лета рост цен достиг 7%, в Европе они за это время не изменились, а сейчас еще и упадут - когда на рынок хлынут продукты, которые должны были идти к нам. По моим подсчетам, в пяти попавших под запрет продуктовых группах потери составят 7%, что отобьется в цене на том же уровне. Это минимум, если не говорить о ценовых спекуляциях.

- То есть придется потуже затянуть пояса...

- Больше всего это ударит по 20% населения, у которых половина потребительских расходов уходит на питание. А у порядка 10% семей доход ниже 5000 рублей на человека. Все-таки надо было бы решиться государству на субсидирование, как в Америке и других странах, и ввести для самых бедных продовольственные талоны. Это можно было сделать применительно только к отечественным товарам и даже исключительно региональным, если поддержка пойдет из бюджета субъекта РФ.

- А как можно защитить покупателей от спекуляций торговцев?

- Ну, например, мы давно предлагаем по социальному ассортименту указывать в ценнике, помимо розничной, отпускную цену - сразу будет видна надбавка. Но для этого нужно законодательное решение. Будучи депутатом, я вносил это предложение в Госдуму, однако отклика оно не получило.

- А может, вообще стоит четко ограничить наценку на товары?

- Боюсь, что это приведет к отказу торговцев от "невыгодных" продуктов. Ограничительные меры не будут работать. Шаг за шагом это приведет к плановой экономике. После ограничения цен придется вводить обязательный ассортимент, жесткий контроль и так далее. 

В 2007 году вводили ограничение цен. На полках должно было присутствовать дешевое молоко. Оно было, но его расхватывали с утра. А завозить больше магазинам не было резона. Экономика - штука такая, ее сложно принудить к чему-то.

- Как же подтолкнуть торговцев к разумным ценам?

- Выход один - развивать конкуренцию. А покупателю нужно помочь сделать правильный выбор. Не все в курсе "Что? Где? Почем?", поэтому мы предлагаем создать базу цен, где можно найти наиболее выгодное предложение. Но в этом вопросе все зависит от воли власти. Мы лет 7 назад выступали с этим предложением, тогда московские власти не заинтересовались. Года полтора назад вновь подняли этот вопрос, но все погрязло в согласовании. Мы предлагали провести эксперимент хотя бы на одном районе. Без административного ресурса этот проект не поднять. Сейчас СМИ раскрутили эту тему, что может ускорить дело.

- Почему нельзя обойтись без чиновников? У нас, например, есть портал, где можно найти самые дешевые лекарства.

- И много ли горожан о нем знают? Есть масса полезных сервисов, но ими мало кто пользуется. А при помощи власти этот проект получит широкий резонанс, народ привык доверять власти. Задумка в том, что торговцы раз в неделю будут забрасывать авторизованную информацию о своих ценах. Причем покупатель может сделать выборку по отдельному продукту, группе продуктов, по магазинам в конкретном районе или даже в радиусе километра от своего дома.

Это стимулировало бы среди ритейлеров конкуренцию и стремление зарабатывать не столько за счет наценок, сколько за счет оборота. Сегодня в небольших поселениях хоть и хватает магазинов, но цены там достаточно высокие. Тут надо разбираться. Либо это картель, и кто-то "крышует" - тогда государство должно вмешаться, потому что это не рынок.

- После объявления продуктовой войны паникеры бросились закупаться продуктами впрок. Есть ли ажиотаж в московских магазинах?

- Я этого не вижу. Ажиотажный спрос мог бы быть на экзотические продукты, но те, кому они по карману, о ценах не думают, даже если они вырастут в 2 раза.

Поскольку я сам из Петербурга могу сказать, что жители Северной столицы стали активнее ездить в Финляндию за продуктами. Хотя такие туры были и раньше популярны. Конечно, у людей с достаточно высоким доходом.

- Наверняка для запрещенного товара все равно найдутся лазейки...

- Скорее всего, пойдет нелегальный оборот. В Интернете начнут появляться объявления.

Запрещенная продукция может хлынуть через соседние государства. Этим летом Россия подписала соглашение об экономической интеграции с Белоруссией и Казахстаном, открывшее границы. Там, кстати, сказано, что санкции страны-участницы должны принимать вместе. В одностороннем порядке это возможно, когда инициатор за 3 дня предупредил партнеров о своих планах и они отказались. Между тем сообщалось только о том, что накануне ввода санкций Путин провел с Назарбаевым и Лукашенко телефонный разговор. Возможно, предложил присоединиться непублично, но официально ничего не заявлялось. Но это другой вопрос.

По соглашению страны-партнеры должны принять меры по недопущению к нам запретной продукции по их территории, однако это фарисейство. Таможенных границ между нами нет, единственная мера, которую могут предпринять соседи - самим не закупать продукцию из запретного списка.

Я могу свободно приехать, купить контейнер норвежского лосося и меня не вправе досмотреть на границе. Если здесь уже выложу в торговую сеть, то да, начнутся всякие проверки, а если распродам среди "своих", никто ничего сделать не сможет. Думаю, пойдут всякие такие схемы. Судя по всему, скоро у нас будут белорусские устрицы продаваться.

- До чего мы докатимся, вставляя друг другу палки в колеса?

- Мы закрыли рынок, вопреки условиям ВТО, под которыми подписались. Не уверен, что нам не ответят тем же, ударив по самому больному, например, введя ограничение на ввоз металла. Очевидна наша зависимость и от импортного оборудования - объем его поставок в 3,5 раза больше, чем продовольствия. Все наше пищевое производство поставлено на их оборудовании, в полях - импортные трактора и комбайны.

Если когда-нибудь заграница сможет заменить нашу нефть и голубое топливо на сланцевый газ, то не знаю, на что мы будем жить. В опасные игры мы вступили. В этом плане мы слабые - не будь у нас ракет и армии. Перекрой нам нефтегазовые доходы - останется только войнушку устраивать.

- Власти декларируют, что ограничение импорта пойдет во благо отечественным производителям. Так ли все радужно?

- Это могло бы пойти во благо, если гарантия, что не на один год. Развивать производство говядины или разбивать яблоневые сады - это многолетняя работа. Надо было это делать давно, еще когда не вступили в ВТО. Но шли одни разговоры, а производитель поддержки не получал. 

20 лет не поднимали производство, теперь за год хотим это сделать. Путин с Меркель помирятся, и на этом поддержка местных сельхозпроизводителей закончится. Последним остается уповать только на деньги из бюджета - своих сил им сейчас не хватает.

Беседовала Людмила СОЛОДКОВА

"Уралинформбюро" проводит опрос среди читателей "Заметили ли Вы повышение цен на фоне запрета импорта?"

Варианты ответов:

- Конечно, цены сразу подскочили.
- Есть эмбарго, нет эмбарго - цены как росли, так и будут расти.
- Ничего не поменялось, все только панику наводят.

Свое мнение можно высказать в группах агентства "ВКонтакте", в "Одноклассниках" или в комментариях к новости.

Еще в сюжете: Не единой Европой сыт человек