Кладбище для животных: похоронить по-человечески

А не под первым кустом.

В России существует всего два кладбища для животных - в Подмосковье и Екатеринбурге. Для сравнения: в США более 6 десятков таких погостов. В уральской столице четвероногих хоронят на окраине, на старом Сибирском тракте. Сейчас там насчитывается 160 захоронений, в одной из урн находится прах львицы Челси. О том, сколько стоит проводить животное в последний путь по-человечески, и о прихотях хозяев четвероногих в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказала исполнительный директор "Сада памяти "Мемори Энималс" в Екатеринбурге Виктория Шинкарева.

- Виктория Валерьевна, как выбиралось место для организации кладбища?

- Участок площадью 4 гектара мы получили по согласованию с администрацией Екатеринбурга. Одно из главных условий - земля должна быть технического назначения и на окраине города, но не сильно далеко от людей. Были учтены все санитарные нормы. В любом случае мы имеем право только на захоронение праха, так как после смерти животное считается биоотходом. Если хоронить не сжигая, то велика вероятность загрязнения сточных вод, особенно, если собака или кошка болели. Урна с прахом плотно заклеивается и опускается в пластиковую тубу и только потом в землю. Сейчас у нас 160 захоронений, часть из них в земле, часть - в ячейках в колумбарии.

- Что такое колумбарий?

-  Это один из трех способов захоронения. Можно закопать урну в сосновом лесу или на Солнечном кладбище. Последнее обустроено по типу цветка или солнца с разноцветными лепестками. Клиент может выбрать место любого цвета. В отличие от леса земля там не промерзает. Сверху на захоронение устанавливается тумба определенного размера с указанием даты жизни четвероногого и его фотографией. 

Колумбарий состоит из семи разноцветных стен с ячейками. То есть урна не закапывается в землю, а хранится в ячейке - под стеклом или под мрамором. От стеклянной ячейки мы даем ключ хозяину, он может принести фотографию и любимые игрушки животного. Всего у нас 1350 ячеек.

Мы также предлагаем биоурны для захоронения четвероногого рядом с домом. В них, кроме праха, есть земля и кедровое зернышко. Впоследствии на "могиле" вырастает дерево. У нас есть биобоксы с подушечками, в которых кладется животное для прощания. В них можно и кремировать.

- Почти как у людей...

- Не нужно сравнивать погребение зверей с человеческим. У нас нет крестов и других православных атрибутов, нет гробов, как у людей. Ритуальные услуги для животных - другая история, которая почти всегда сопровождается очень трогательными рассказами о питомцах. 99% хозяев ожидают окончания кремации своего четвероногого друга. Мы много разговариваем с владельцами животных. То есть наш бизнес построен в первую очередь на участливом отношении к человеку.

- Сколько стоят ваши услуги?

- По-разному. Например, у человека умирает кошка с почечной недостаточностью, счет идет на часы. Мы можем за 1,5 тысячи рублей сделать эвтаназию, которая включает в себя два укола. Столько же стоит транспортировка животного. Кремация обойдется в 1000-8000 рублей в зависимости от веса. Захоронение в лесу и на кладбище стоит от 5 тысяч рублей, в ячейке - от 3 тысяч. Плюс каждый год человек платит 1000 рублей за уход за "могилой".

- А если, например, к вам обратится бабушка, у которой маленькая пенсия?

- У всех бабушек есть кошки, собаки, они так убиваются, что не могут к нам доехать. Мы можем привезти и кремировать бесплатно. Крупное животное требует больше затрат, так как нужно много топлива. Были случаи, что у клиента нет денег на урну, у нас есть специальные пакетики.

- Кто чаще всего становится вашим клиентом?

- Владельцы кошек, но самые затратные захоронения у хозяев собак. Они хотят по высшему разряду. К слову, собаководы предпочитают хоронить в земле, а кошатники - в колумбарии. Владельцы собак навещают своих питомцев семьями. К кошкам приезжают, как правило, женщины.

- Есть у вас захоронения экзотических животных?

- Пока из самых интересных хорьки в колумбарии, шиншиллы маленькие. Попугайчик был у нас волнистый. Игуан и змей не было, но вполне возможно будут.

- А прихоти хозяев вспомните...

- Просьба была эксгумировать животное. Три года назад человек сам похоронил кота в лесу. Когда появилось официальное кладбище, решил перезахоронить. Мы посовещались и согласились. У нас было уже три эксгумации.

- Вы не боитесь конкуренции в будущем?

- Нет. Мы совсем не против, чтобы в Екатеринбурге появилось еще одно официальное кладбище для животных. Пусть их будет больше и у хозяев зверей будет возможность выбора. Конкуренция подстегивает.

Сейчас, чтобы делиться опытом, мы оформляем франшизу и будем продавать ее в города-миллионники. В маленьких территориях наши услуги будут менее востребованы, так как там сильны традиционные представления о том, как хоронить животное. Мы позиционируем бизнес как семейный, им может заниматься семья из 4-5 человек. Правда, период окупаемости не меньше пяти лет, потому как трудно изменить психологию людей. Но в Екатеринбурге к нам обращаются каждый день.

Беседовали Марина СИРИНА, София МУХАМЕДЬЯНОВА