Непростая арифметика ОСАГО

Кто в плюсе?

ОСАГО воспринимается не иначе как чемодан без ручки – на поверку "автогражданка" в тягость и владельцам железных коней, и самим страховщикам. Первые зачастую недовольны выплатами по ОСАГО, вторые сетуют, что работают в убыток. Тарифы ОСАГО по указке ЦБ минувшей осенью уже поднимали на треть, сейчас страховые компании вновь настаивают на аналогичном повышении. Как разрулить конфликт интересов, "Уралинформбюро" рассказал председатель Союза страховщиков Уральского региона "Белый соболь" Олег Цыпулин.

- Олег Валентинович, всем понятно, что нового удорожания полисов ОСАГО не избежать. Когда и на сколько?

- Сейчас этот вопрос обсуждается, расчеты направлены в ЦБ. Предложения по тарифам разные – идут разговоры о повышении на 20%, называются и другие цифры. Все понимают, что с учетом экономической ситуации повышение объективно необходимо – выросли цены на запчасти, и ремонт машин существенно подорожал. Но конкретных решений пока не принято.

- При нынешних расценках каковы убытки страховщиков по ОСАГО?

- Здесь не удастся произвести элементарный расчет. Журналисты зачастую считают на пальцах – к примеру, компания собрала миллиард, а выплатила 600 миллионов, то есть нажилась на 400 миллионов. Здесь не учитываются ни текущие расходы, ни комиссионные посредникам, ни судебные издержки в случае возникновения споров…

Плюс ко всему должны быть страховые резервы. У нас же риски очень высоки: взял страховщик 2500 рублей с клиента, а в случае чего должен отдать ему уже 50-100 тысяч. То есть если собрать по 2500 с 20 страхователей, то лишь у одного должно что-то произойти, чтобы сработать хотя бы в ноль.

К другим же отраслям с элементарными расчетами не подходят: к примеру, один кирпич стоит 5 рублей, а квадратный метр жилья сами знаете сколько – простое умножение здесь не работает.

- То есть в цифрах наглядной оценки дать не получится?

- По закону на выплаты по ОСАГО у страховой компании должно уходить до 77% суммы премий. В целом ряде регионов этот порог превышен, в том числе в Челябинской области.

Еще одни показательные цифры. В частности, по Свердловской области объем собранных премий вырос на 6,8%, а сумма выплат увеличилась аж на 18-19% (это данные за три квартала прошлого года).

- С чем связан такой рост выплат? Стало больше аварий или есть другие причины?

- Аварийность на дорогах, конечно, сказывается. Но дело и в том, что требования к страховщикам ужесточаются. По судам их обязывают возмещать тот ущерб, который не предусмотрен законодательством об ОСАГО. Та же оценка ущерба – очень спорный, субъективный вопрос. Представьте, что два ювелира оценивают один и тот же камень. Один говорит, что он стоит 10 тысяч, другой - 15 тысяч, потому что какая-то грань ему показалась блистательнее.

Проблему должен решить новый регламент по поводу экспертизы, в котором четко прописаны технические нюансы.

Страховщики ратуют и за то, чтобы автовладельцы обращались в авторизованные автосервисы - это снимет напряженность денежного вопроса. Сейчас клиенты предпочитают взять за ущерб деньги, причем некоторые даже не собираются ремонтировать свою машину.

- Из-за убыточности ОСАГО страховщики порой не оформляют полисы под разными предлогами. Не откажутся ли СК вообще от такой обузы, как это случилось с турбизнесом?

- Да, с туроператорами ситуация как критична, так и абсурдна. В случае с ОСАГО это работа с физическими лицами, и страховщики ее не бросят. Страховая сфера должна развиваться по всем направлениям. Те, кто получил лицензию на оформление ОСАГО, обязаны заключить договор с каждым обратившимся клиентом. В России таких компаний свыше 100 – более четверти от общего числа.

- Не редкость, когда в довесок к ОСАГО навязывают другие услуги…

- Страховые компании вынуждены идти на кросс-продажи. Но к этому инструменту нужно подходить взвешенно. Клиент всегда вправе отказаться и получить конкретную услугу. Раньше было больше скандальных ситуаций, сейчас страховщики не идут на конфликт. Нет такого, что кто-то пришел, а его отправили ни с чем.

- Страховщики идут и на другие хитрости, размещая центры урегулирования убытков за три версты, куда не всякий поедет… 

- С зарекомендовавшими себя на рынке компаниями такого нет. Возможно, речь идет о случаях, когда к страховщику обращались клиенты другой СК (по закону они могут запросить выплату в компании виновника ДТП). Тогда автовладельцу могли посоветовать пойти в свою организацию, где оформлено ОСАГО. Иначе получается, что человек заключает договор с каким-нибудь "перекати-полем", у которого офис неизвестно где, а потом хочет облегчить себе жизнь. Страховщикам тоже не резон обслуживать "чужих" клиентов в ущерб своим.

Вообще конфликтных ситуаций стало гораздо меньше. Если, к примеру, в Свердловской области было заключено 1,5 миллиона договоров ОСАГО, жалоб поступило лишь 0,01%.

- Дорожает бензин, запчасти, ОСАГО – не придется ли автовладельцам вообще пересесть на общественный транспорт?

- Вполне возможно. Уже сейчас заметно, что машин на улицах стало поменьше. Горожане будут реже ездить на автомобилях, но вообще от них не откажутся. Все равно будет необходимость выбираться на природу или за крупными покупками в магазины, так что ОСАГО будет нужно всегда.

Беседовала Людмила СОЛОДКОВА