Выдержит ли хребет образования?

Кризисную нагрузку.

В кризис под нож экономии в первую очередь попали бюджетники. После сокращения ставок в больницах врачи, ранее получавшие прибавку за совмещение, вынуждены тащить ту же нагрузку, но за ощутимо меньшие деньги.

Похожая ситуация складывается и в сфере образования. В свердловских школах с сокращением стимулирующих выплат учителя столкнулись еще в начале учебного года. Региональный минобраз заявил, что виноваты власти муниципалитетов, вовремя не подавшие документы о росте числа учеников и, соответственно, увеличении нагрузки. Тогда в ситуации разобрались. К чести министра Юрия Биктуганова была проведена грандиозная кампания по работе с жалобами. Созданная комиссия рассмотрела каждое обращение. Доплаты пересчитали.

Но в дополнительных дотациях для повышения зарплат Екатеринбургу отказали, заявив, что педагоги мегаполиса и без того получают больше, чем в среднем по Свердловской области.

Однако далеко не все согласны с тем, что в кризис экономить нужно на образовании. Независимый профсоюз "Учитель" готовится провести 31 мая Всероссийскую акцию протеста. Корреспондент "Уралинформбюро" выяснил у сопредседателя профсоюза Андрея Демидова, чего добиваются педагоги.

- Андрей Николаевич, какие требования выдвигает профсоюз?

- Во-первых, мы настаиваем на индексации зарплат педагогов по фактической инфляции. Такой вариант обсуждался в правительстве, но из "экономии" от него отказались.

Во-вторых, мы считаем, что снижение зарплат педагогов до средней по экономике недопустимо, так как загруженность учителей выросла. В указах президента написано "не менее средней по экономике". Значит, можно выше, тем более что работать педагоги хуже не стали.

В-третьих, отказ от слияния и закрытия учреждений, в частности, дополнительного образования. Такие процессы уже начались в ряде регионов. Например, в Воркуте хотят слить большую часть школ. В Вологде власти пытаются объединить все музыкальные школы в одну.

Ситуация будет усугубляться, так как выделяемые регионам средства на выполнение социальных указов президента на этот год урезаны почти вдвое.

- Об "оптимизации" сети образовательных учреждений слышу впервые. Действительно, есть тенденция закрытия школ?

- К сожалению, да. Власти зачастую предпочитают действовать по принципу "нет человека – нет проблемы". Особенно обидно за сельские школы. Ведь зачастую школа -  это не только единственное учреждение образование, но и вообще - очаг культуры.

- Ждет ли педагогов увеличение ставочной нагрузки?

- Есть жалобы, что администрация школ буквально навязывает дополнительные часы. Последний раз жаловались учителя из Подмосковья, до того – из Амурской области. Такой способ нагнетания "средней зарплаты" порочен, лишает детей качественного образования, педагогов – здоровья, и, кроме того, он искусственно создает безработицу. Уже сейчас средняя нагрузка педагога в России – 1,5 ставки. Это много.

- Как учитывается в оплате труда стаж и категории учителей?

- Этот вопрос отнесен теперь к компетенции школы. Категории учитываются, но "цена вопроса" везде разная.

- Каким образом контролируются стимулирующие выплаты, и есть ли общие правила распределения средств?

- Эти вопросы регулируются в локальных положениях о стимулирующих выплатах. Что в них написано - дело авторов, но есть некие принципы, которые должны соблюдаться. Среди них – гласность, наличие ясных критериев поощрения, коллегиальность. Но на практике эти правила выполняются далеко не всегда. К тому же уменьшение стимулирующего фонда из-за дефицита средств превращает баллы в фикцию.

- Наладилась ли ситуация с оплатой педагогам работы в центрах ЕГЭ?

- Нет. Она продолжает быть неопределенной и даже ухудшается. Например, из Оренбурга сообщают, что до сих пор не выплачено вознаграждение тем, кто работал организаторами на ЕГЭ в прошлом году. А уже пора заключать соглашения на следующий год.

Мы пишем письма и призываем педагогов не соглашаться работать бесплатно. По крайней мере, ст.47 ФЗ "Об образовании" четко указывает – работа на ЕГЭ дает право на денежную компенсацию.

- На какую зарплату сейчас может рассчитывать молодой педагог, приходя в школу?

- Это сильно зависит от региона и даже школы. В депрессивном регионе – 7-8 тысяч рублей за ставку. В Москве – от 20 тысяч за те же 18 часов, но в столице очень дорогая жизнь, и этого катастрофически не хватает.

- Фиксируются ли факты массового  увольнения учителей? И есть ли куда уходить?

- Несмотря на заявления чиновников, что кадров достаточно, фактически не хватает до 30% учителей. Ситуация пока удерживается за счет пенсионеров и работы на 1,5-2 ставки. Но попытки урезать выплаты работающим пенсионерам, повысить возраст выхода на пенсию по выслуге и падение зарплаты на фоне повышения требований к учителям может "переломить верблюду хребет". Пока о массовых увольнениях мы не знаем, и в период кризиса учителя перед пенсией уходить "в никуда" вряд ли будут. А вот массовый уход работающих пенсионеров из школы может поставить ее на грань коллапса.

- К нам в редакцию довольно часто обращаются родители с жалобами на учителей (их поведение, отсутствие педагогических навыков). Как решить эту проблему? И, кстати, не приходят ли в школу "по остаточному принципу" те, кто не смог найти себя в других сферах?

- Конечно, требования к квалификации педагога должны быть, но тот профстандарт, который был недавно принят Министерством труда РФ по предложению Министерства образования, пытается вместо необходимого минимума ввести некий тип "идеального учителя". А это значит, что он не будет применяться в жизни, а останется лишь дубиной, которой директора будут размахивать над головой учителя.

Основа этики педагога – хорошо преподавать. Воспитание трудно регулировать, так как хороший педагог воспитывает своей личностью, а навязывание каких-либо ценностей ученикам может вызвать обратную реакцию.

Повышение престижа профессии возможно лишь тогда, когда на зарплату учителя можно будет сносно существовать, а его преимуществом в сравнении со сферой бизнеса станет высокий уровень социальных гарантий. Ни тем, ни другим наша школа пока похвастаться не может. Ну, а энтузиастов, кто идет в школу не за деньгами, а за творчеством, отпугивает растущая бюрократизация и тотальная регламентация.

- Какие шаги предпримет профсоюз после 31 мая, если требования не будут услышаны?

- Если по итогам акции никакого конструктивного диалога с властью не случится, будем готовить новую, более массовую акцию. И так до получения результата. Чудодейственных рецептов здесь нет. Уважают лишь того, кто готов свои права заявлять и защищать.

Беседовала Ирина КАЛИНИНА