Окончательный диагноз

Уральской медицины.

21 июня в России отмечается День медика. Год больницы, в том числе екатеринбургские, живут по новым правилам финансирования, которые постепенно меняют и саму систему оказания медпомощи. Пресловутая оптимизация больничной сети вызывает у пациентов множество вопросов, как и качество лечения. Об этом и о многом другом в интервью "Уралинформбюро" рассказала заместитель начальника управления здравоохранения Екатеринбурга Татьяна Савинова. Разговор получился без купюр.

- Татьяна Леонидовна, реорганизация медсети докатилась до Екатеринбурга, сокращаются койки в круглосуточных стационарах, ставки врачей и медперсонала. Не останутся ли горожане без медпомощи?

- Сокращение коек идет не первый год. В начале 2000-х у нас было 12 тысяч мест в круглосуточных стационарах, сейчас около 7 тысяч. Качественные показатели при этом не ухудшились. Стационары должны остаться для экстренных больных, реабилитации и паллиативной помощи.

На эту тему много спекуляций и политиканства. Печально, когда люди, несведущие в организации медпомощи, начинают давать оценки. Никто не стоит за нами с дубиной и не говорит – сокращайтесь. Реорганизация, или правильнее сокращение коек, - процесс неизбежный. Не потому что не хватает денег у государства или плохие чиновники. Потому что мы живем в 21 веке, и медицинские технологии заставляют оптимизировать больничную сеть.

Не лежат сегодня с травмой конечности 45 дней на вытяжке, как 10 лет назад. Оперируют, и через 5 дней пациент пошел домой. Травм же больше не стало! Коек нужно меньше.

- А как же сокращение ставок медперсонала?

- Идет. Мы перешли на другую систему финансирования. Раньше сколько у тебя ставок – столько денег. Соответственно все были заинтересованы взять больше. Сейчас есть у поликлиники прикрепленные 100 000 пациентов, и страховой компании все равно, сколько ставок на них выделено и сколько врачей их будут обслуживать, лишь бы население было довольно.

Традиционно у нас укомплектованность по ставкам 52%. Это не значит, что есть лишь 50% врачей. Приходишь к главврачу и спрашиваешь, сколько человек нужно – ну, 10, а ставок у него 300. Зачем?

- Между тем медики жалуются на снижение зарплат. Говорят, меньше стали получать после внедрения эффективных контрактов…

- И это неплохо. Есть отличники, лодыри и средняя прослойка колеблющихся. Недовольны лодыри. Отличники как хорошо работали, так и работают.

Эффективный контракт нужен для середняка, которого мы можем подтянуть вверх. Уход от уравниловки справедлив. И если доктор говорит, у меня снизилась зарплата, значит, он ее не заработал.

- Не отпугнули ли новые требования молодых докторов от поликлиник?

- Екатеринбург - единственный город в России, который установил минимальную зарплату для участковых врачей вне зависимости от стажа работы. Обычно оперируют понятием "средняя зарплата", это как средняя температура по больнице… Мы поняли, что пора от средних цифр уходить, и у нас даже вчерашний выпускник на руки получает гарантированный минимум - 35 тысяч рублей. И молодые доктора пошли работать участковыми.

В прошлом году пришло работать на 200 человек больше относительно 2013 года.  В педиатрической службе проблема закрыта, укомплектованность составляет 93%. Во взрослой службе на 36 участковых терапевтов стало больше. Я председатель ГЭК на педиатрическом факультете медакадемии, и меня очень радует, что 50% ребят готовы идти участковыми врачами.

- Тяжело молодые специалисты мирились с необходимостью ходить по прикрепленному участку?

- Надо сказать, на Западе давно никто не ходит по домам, к этому относятся достаточно прагматично. Когда ты входишь в квартиру, у тебя, кроме твоих мозгов и фонендоскопа, ничего больше нет и посоветоваться не с кем. С точки зрения медицины, обслуживание на дому едва ли оправдано, хотя удобно. Мы понимаем, что население не готово отказаться от обслуживания на дому.

С 2013 года во всех территориальных больницах открыты отделения неотложной помощи, которая обязана приехать по вызову в течение 2 часов. В 2014 году 90 тысяч вызовов только по педиатрической службе взяла на себя неотложка.

- Зарплату гарантируют, докторов разгрузили, а качество обслуживания повысилось?

- Человек начинает работать хорошо тогда, когда чувствует спиной, что его подпирает кто-то другой. Пока у нас такая ситуация, когда здесь я плохо работаю, но могу пойти в другое место, и меня возьмут с руками и ногами, о качестве говорить рано. Наша задача - создать безработицу, чтобы врачи стояли в очереди и за место держались.

- А пациенты жалуются, что к узкому специалисту на консультацию не попадешь…

- Есть люди, которые хотят записываться в консультативные поликлиники просто так, потому что есть такое слово "хочу". Хочу с головной болью пойти сразу к нейрохирургу. Но все "хочу" не может оплачивать система ОМС, так никаких денег не хватит. Для того, чтобы получить консультативную помощь, необходимы медпоказания.

В территориальную программу госгарантий включены требования к ожиданию консультаций. Запись к участковому врачу - два дня, к узкому специалисту – 10 дней, лабораторные исследования – месяц. Речь идет о плановых консультациях.

На 2 недели вперед должна быть обеспечена запись по Интернету к 5 базовым специалистам, участковому терапевту, педиатру, гинекологу, стоматологу.

- Какие вызовы стоят перед медиками в этом году?

- Нам пришлось столкнуться с изменением структуры жителей Екатеринбурга. Нарастает доля населения свыше трудоспособного возраста. За последние 5 лет число людей старше 70 лет приросло на 6 000 человек, несмотря на то, что эти люди родились в 1941-1945 годах, когда была низкая рождаемость. В послевоенные годы в Советском Союзе рождаемость повысилась в 3 раза. Это значит, дальше будет все больше и больше пожилых людей. Это значит, растет значительно продолжительность жизни.

Но чем дольше люди живут, тем чаще у них возникают онкологические заболевания. Мы едва ли сможем снизить смертность, но как минимум стабилизировать ситуацию обязаны, выявляя рак на ранней стадии. В июле мы запускаем проект "Субботник против рака".

Во всех территориальных поликлиниках каждый месяц рабочая суббота будет посвящена диагностике. Мы определись с 5 центральными направлениями: молочная железа, кожа, легкие, предстательная железа и женская половая сфера.

- Люди по-прежнему умирают на 4-й стадии рака, причем те, кто прошел диспансеризацию. Не превратилась ли она в формальную процедуру?

- В 2014 году 230 000 горожан прошли диспансеризацию, из них 20% ушли на дополнительные обследования. Это те люди, у которых было что-то выявлено, в том числе онкология.

Диспансеризация - это скрининг, который направлен на те заболевания, которые выявляются в массовом порядке. Если говорить об опухолях – легкие, молочная железа. Но есть виды рака, которые такими скринингами не выявить. Диспансеризация не ставит перед собой задачу выявить все заболевания – это невозможно.

- В лидерах причин смертности остаются сердечно-сосудистые заболевания. Как спасают горожан от гибели от инсультов?

- Мы признаем, что только 40% пациентов с гипертонией состоят на учете. Остальные вызвали один раз скорую – врачи сделали укольчик и все, до следующего приступа живет, как обычно. Мы со скорой помощи стали еженедельно передавать таких пациентов участковым докторам и требуем, чтобы врач их увидел – вызвал на прием.

Проводится большое исследование по всем критериям ВОЗ по факторам риска екатеринбужцев. Нам надо понять свой старт.

Для жителей нашего региона характерно низкое потребление овощей и фруктов. Вторая проблема - огромное потребление соли и соленых продуктов. Квашенную капустку мы с вами любим, соленые огурчики, а соль для сосудов – враг №1.

Я глубоко убеждена, что одна из причин злоупотреблений – санитарная безграмотность. Многие люди готовы вести правильный образ жизни, но не всегда понимают, что нужно изменить. Вот это и надо исправлять.

Беседовала Ирина КАЛИНИНА

Актуальное