Новое лицо свердловской школы

Выбор профессии с учебной парты.

Новый учебный год ознаменовался переходом на федеральные стандарты образования 5-9 классов. Вместе со вторым иностранным языком школьникам добавили часы внеурочной работы для того, чтобы они смогли определиться, кем станут в будущем. Корреспондент "Уралинформбюро" выяснил у заместителя министра образования Свердловской области Нины Журавлевой, какие перемены ждут образовательные учреждения.

- Нина Викторовна, в 2015 году началось внедрение нового федерального стандарта для 5-9 классов, насколько свердловские школы были подготовлены к этому?

- С 1 по 4 класс дети уже отучились по новому федеральному стандарту и продолжат заниматься по новым программам в основной школе. У нас это все 45 000 пятиклассников. Для этого подготовлена база: учителя прошли курсы повышения квалификации, обновлен школьный библиотечный фонд.

Не стоит забывать, что по новым стандартам работают и детсады. Таким образом, создается единое образовательного пространство. Необходимо, чтобы ребенок ощущал преемственность, проходя через все ступени обучения.

Например, с 5 по 9 классы на внеурочную работу выделено до 1750 часов. Эти часы внеурочной деятельности должны быть использованы таким образом, чтобы к 2020 году, придя в 10 класс, ученик мог реализовать свое право на получение профильного образования. Сегодня в Сухом Логу одна из школ уже является пилотной площадкой по апробации федерального государственного образовательного стандарта средней школы.

- По новому стандарту в расписании должен появиться второй обязательный иностранный язык, готовы ли к этому в свердловских школах?

- Это процесс двухсторонний. С одной - родители должны заявить о желании изучать второй определенный иностранный язык как обязательный до конца обучения. С другой - школы обязаны предоставить специалистов и часы.

Родители могут выбрать нераспространенный язык и заявить "я хочу". Желание должно совпадать с имеющимися в школе условиями, и если есть заявление и весь класс готов к изучению "редкого" языка, руководитель образовательной организации должен найти такого специалиста, чтобы удовлетворить запросы.

- Есть ли такие специалисты, и каков дефицит учителей?

- Если говорить конкретно про второй иностранный язык, надо мониторить ситуацию. На конец прошлого учебного года Свердловской области не хватало порядка 300 педагогов. Открытые вакансии перекрывались за счет совмещения внутри одной школы.

В начале этого учебного года к нам пришло почти 500 молодых специалистов, из них 300 учителей. Выпускники педвузов выбрали школу, и это радует.

- А на августовском педсовете замминистра образования Александр Соболев заявил, что целевой набор себя не оправдал, и выпускники не возвращаются в села...

- С ректором Уральского педагогического университета решается вопрос о целевой подготовке студентов для муниципальных образований. Пока не факт, что выпускник вернется в родной поселок. Документально контракт к конкретному муниципалитету не привязан.

Но и на местах нужно создать условия, которые позволили бы выпускнику вуза вернуться. Чтобы человек не задумывался, что часть зарплаты будет уходить на оплату жилья по найму. Вероятно, в тех регионах, где эта проблема стоит особенно остро, можно подумать о возрождении советской практики педагогических общежитий.

- Стоит ли, если идет реорганизация и малокомплектные школы закрывают?

- Не могу согласиться. Министерство стоит на позиции сохранения малых, особенно сельских школ. Потому что школа на селе – это культурный просветительский, образовательный центр. Реорганизация, которая проходит сейчас, заключается в слиянии образовательных организаций: школа, где учится, скажем, 80 детей или даже меньше, становится филиалом другого образовательного учреждения. В нем назначается руководитель структурного подразделения, он же может быть и завучем. Таким образом, сокращается только административно-управленческий аппарат. Решение о реорганизации принимает муниципалитет с учетом экспертной оценки.

- Те же муниципалитеты отвечают за содержание школ. Не будут ли траты переложены на плечи родителей?

- Все пожертвования носят добровольный характер. Родители - участники образовательного процесса. На этом можно поставить точку.

Есть несколько источников финансирования образовательных учреждений: деньги из областного и местного бюджетов, федеральные субсидии. На них, например,  в прошлом году были отремонтированы спортзалы в сельских школах, а также добровольные пожертвования родителей. Если принуждают сдать деньги, то родители могут обратиться в правоохранительные органы.

Но если родительский комитет решает, что в школе необходима, например, физическая охрана, то это обсуждается всеми участниками образовательного процесса. Должно быть принято коллегиальное решение, открыт счет, на который направляются пожертвования, заключаются договоры. В школе может быть создан наблюдательный совет, куда входят представители органов местного самоуправления, школы и родители. Эти механизмы нужно развивать.

Все больше школ переводится в статус автономных учреждений как раз для того, чтобы иметь возможность получения дополнительных средств за счет оказания платных дополнительных образовательных услуг, а не за счет сбора пожертвований. Сегодня нужно искать и другие механизмы, как заработать средства на развитие учебного заведения. К примеру, в одной из школ оформили зал, чтобы проводить дни рождения детей. Здесь же можно заказать именинный пирог. В детсадах пользуется спросом бэби-фитнес.

- Кризис заставляет  искать возможность не только заработать, но и сэкономить...

- Бюджет 2016 года пока формируется, и заявка министерства образования тоже. Область увеличивает субсидии муниципалитетам, так как выросло число учеников. В этом году в школы Свердловской области пошли на 15 000 учеников больше, чем в прошлом. Всех их нужно обеспечить питанием и учебниками, при необходимости организовать подвоз до образовательных учреждений.

- Какие планы у свердловского министерства образования на 2016 год?

- Сейчас муниципалитеты подают заявки на участие в программе по строительству школ. Сегодня у нас порядка 25-27% детей учатся во вторую смену. А требования таковы, что до 2020 года и начальные, и выпускные классы должны перейти на одну смену.

Пока в приоритете возведение новых зданий, увеличение мест в существующих за счет пристроя. На 2020-2025 годы планируется замена ветхих корпусов. Все понимают, что в городах-миллионниках в рамках плотной застройки возвести школу большую по площади проблематично. Создается реестр типовых проектов школ. Возможно, будут внесены изменения в СанПиНы, позволяющие изменить этажность (пока это 3 этажа – прим. ред.).

Если говорить о ЕГЭ, то на следующий год 100% пунктов проведения экзаменов должны работать в режиме онлайн. Видеотрансляция существенно уменьшает число обращений по поводу неправомерности оценки.

Отрадно отметить, что треть бюджета Свердловской области традиционно тратится на образование. И такая тенденция оставалась неизменной в течение нескольких последних лет.

- Важное направление – увеличение заработной платы педагогов…

- Губернатором поставлена задача при формировании бюджета в полной мере сохранить все социальные расходы. Это, конечно, относится и к выплате заработной платы бюджетникам, в том числе нашим учителям, в соответствии с теми дорожными картами, которые были приняты в рамках исполнения поручений резидента России по повышению зарплат педагогов.

Все муниципалитеты подали заявки на увеличение фонда оплаты труда с учетом увеличения контингента учащихся. Все заявки были учтены при формировании фондов оплаты труда. И мы в постоянном режиме ведем мониторинг исполнения этих обязательств. Каких-то проблем мы не ожидаем.

- Поговаривают, что учителя останутся без отпуска с переходом на эффективные контракты. Так ли это?

- Люди путают эффективные контракты и срочные трудовые договоры. Последние могут заключаться только в случаях, предусмотренных статьей 59 Трудового кодекса (на время исполнения обязанностей отсутствующего работника или по совместительству – прим. ред.). В эффективном контракте прописываются критерии, по которым будут начисляться стимулирующие выплаты. Переход на эффективный контракт не может являться основанием для заключения срочного трудового договора или сокращения отпуска. И, конечно, же, хотелось бы отметить, что критерии эффективности работы педагога должны быть понятны, прозрачны, объективны и измеряемы. Это значит, что педагогический работник должен четко понимать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов его труда.

Беседовала Ирина КАЛИНИНА

Актуальное