Лифтопад

Может обрушиться на Средний Урал.

Череда трагедий в Москве, где при падении лифтов погибли 10-месячный ребенок и 35-летняя женщина, не на шутку перепугала россиян. Жуткая история в любой момент может повториться где угодно, ведь состояние большинства подъемников в стране оставляет желать лучшего. Насколько велики риски на Среднем Урале, "Уралинформбюро" рассказал председатель комиссии по развитию ЖКХ и инфраструктуры Общественной палаты Свердловской области Сергей Полыганов.

- Сергей Владимирович, насколько безопасны лифты у нас в регионе? Стоит ли среднеуральцам беспокоиться?

- По последним данным, в Свердловской области примерно у 3 000 лифтов заканчивается предельно допустимый срок эксплуатации. В Екатеринбурге более 100 лифтов требует замены. Если говорить в целом по стране, то более 28% подъемников в России отработали нормативный срок службы. В 22 субъектах РФ износ лифтового оборудования составляет 50% и более. Каждый год 10% лифтового оборудования вырабатывает свой срок службы.

- Почему так сложилось? Разве никто не следит за состоянием подъемников?

- Следит, но контроль сейчас ослаблен. До 2013 года лифты относились к источникам повышенной опасности и существовали обязательные требования к содержанию, ремонту и замене данного оборудования. В 2013 году федеральное законодательство изменилось, лифты исключили из перечня особо опасных объектов. Соответственно, надзор со стороны Ростехнадзора и других надзорных и контрольных организаций ослаб. Они ориентируются теперь на требования технического регламента Таможенного союза, которые уже носят не обязательный, а рекомендательный характер. В этом и заключается одна из проблем.

- То есть над УК никто не стоит? Ростехнадзор больше не проверяет состояние лифтов?

- Проверяет, но только раз в три года, а не каждый год, как раньше. Как правило, обслуживанием лифтов занимаются специализированные организации. Их нанимает управляющая организация. Работы по диспетчеризации, содержанию и эксплуатации лифтового оборудования входят в перечень обязательных работ для управляющих организаций. Но, как мы говорили выше, в управляющих организациях сегодня контроль за этими вопросами ослаблен. А у нас как на Руси? Пока что-то не случится, Ванька с печки не слезет. То есть если нет контроля за эксплуатацией лифтового оборудования, то, соответственно, возникает проблема с качеством обслуживания.

- Как должна проходить проверка лифтового оборудования?

- Сотрудники специализированных организаций должны периодически проводить осмотры: проверять кабину и шахту лифта, различные механизмы, которые находятся в самой лифтовой шахте. В случае необходимости изношенные части должны меняться. Должны запираться чердаки, подвалы, машинные отделения, чтобы препятствовать проникновению крыс или бомжей. Если такой контроль не осуществляется, то может возникнуть проблема с движущими частями.

Еще есть такое понятие, как диспетчеризация лифтов, то есть когда мы жмем на кнопку вызова диспетчера в лифте, должна сработать связь со специалистом. Если лифт остановился из-за поломки, то в обслуживающей организации должно сработать специальное устройство, диспетчер должен сразу знать о проблеме. В ряде организаций это есть, в ряде организаций механизм не работает.

Кроме того, у УК должны быть все необходимые документы: паспорт лифта, руководство по эксплуатации, договор по страхованию, договор на техническое обслуживание, договор на аварийное обслуживание, договор на диспетчерское обслуживание. Вопрос возникает - а соблюдены ли все требования?! Прокуратура Свердловской области осуществляет проверку соблюдения в этой части законодательства. Общественная палата области возьмет на контроль этот вопрос.

- УК, которые строго не контролируются, наверняка экономят на обслуживании лифтов?

- В нынешних экономических условиях, когда не хватает денег, любая организация идет по пути уменьшения затрат. Например, если эксплуатирующая компания экономит и заменяет качественный трос, купленный на заводе-изготовителе, на некачественный китайский, то в конечном итоге это приведет к уменьшению срока эксплуатации лифта, и он может упасть.

- На специалистах по обслуживанию лифтов УК тоже экономят?

- К специалистам, которые проводили обслуживание лифтов, раньше предъявлялись очень серьезные требования, сейчас они смягчились. Зачастую получается так, что обслуживанием и ремонтом лифтового оборудования занимаются работники, не имеющие специальных знаний, умений и навыков.

- После какого срока эксплуатации встает вопрос о безопасности подъемника?

- Срок эксплуатации лифта - 25 лет. После этого необходимо провести оценку его состояния и определить, возможна дальнейшая эксплуатация или нет. Если лифт прошел проверку, то его можно использовать после этого максимум еще 7 лет. То есть максимально допустимый срок эксплуатации - 32 года. Так говорилось в регламенте, который существовал до 2013 года. Сейчас жестких требований нет. Зачастую лифты продолжают эксплуатироваться и после 32 лет.

- Замена лифта - дело затратное. Это тоже полностью обязанность управляющих компаний?

- Новый подъемник стоит порядка 2 миллионов. Средства на обслуживание лифтов собираются по статье "Содержание жилья". Деньги на замену лифтов могут брать оттуда, но, как правило, их недостаточно. В этом случае жители должны скидываться дополнительно. Конечно, не все согласны сдавать деньги, и это тоже большая проблема.

На сегодняшний день у нас в Свердловской области действует программа по частичному финансированию замены лифтов. Но этого недостаточно. Было бы идеально, если бы на эти цели выделяли деньги не только из областного, но и из федерального бюджета. Плюс средства собственников. Такая схема бы работала. 

- Что еще можно предпринять, чтобы повысить безопасность?

- В первую очередь необходимо активнее использовать требования законодательства к квалификации сотрудников. Второе - изменить федеральное законодательство в части требований к мониторингу технического состояния лифтов. Третье - усилить роль надзорных органов. Четвертое - ужесточить ответственность руководителей эксплуатирующих и управляющих организаций вплоть до уголовной. И самое главное - решить вопрос о финансировании со стороны государства замены изношенного лифтового оборудования.

Беседовала Елена ПЛЮХИНА