Игорь Мороков: Общество равнодушно к подкидышам

Недорабатывают и ответственные организации

В Екатеринбурге найден очередной подкидыш. Живой и невредимый полугодовалый малыш был обнаружен в подъезде многоэтажки теплым майским днем. Оперативно найденная полицейскими мать объясняет свой поступок материальными трудностями. В отличие от многих других, бросавших своих нежелательных детей замерзать или задыхаться в помойных ямах, она все же хотела сохранить сыну жизнь.

Почему оставила в подъезде, а не понесла в бэби-бокс или другой приют, какой должна быть профилактика таких преступлений и есть ли она – об этом корреспондент "Уралинформбюро" побеседовал с уполномоченным по правам ребёнка в Свердловской области Игорем Мороковым.

- Игорь Рудольфович, очередной случай с подкидышем настораживает по двум причинам. Первое, женщина не бросила малыша умирать, как это часто происходит. Второе, не заявляла, что это нежелательный ребенок. Возникает вопрос, почему не отнесла в тот же бэби-бокс?

- Можно только радоваться тому, что ребенок цел и невредим. А огорчаться, что в очередной раз проглядели. Ситуации, подобной этой, могло бы и не быть.

- Но ведь случилась…

- Случилась, потому что уже достаточно большое количество ответственных за работу с социально неблагополучными семьями организаций так и не научились взаимодействовать между собой. Ведь женщину на дому посещали врачи, которые могли бы сообщить в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию о ситуации в этой семье. Соседи могли что-то видеть и знать, и передать эти сведения можно комиссии, которая должна организовать и координировать эту работу. Не ждать очередного подкидыша, а делать все возможное, чтобы этого не произошло.

- Женщины про существование такой комиссии вряд ли что-то знают. А про временные приюты или анонимные бэби-боксы, которые Вы горячо поддерживаете, всем все известно…

- Над бэби-боксами, как Вы помните, нависала угроза закрытия, были прокурорские проверки. Я не отношу себя к противникам Павла Астахова (уполномоченный по правам ребенка в РФ - прим.ред.). Также я не считаю, что "окно жизни" или специально оборудованное место для анонимного отказа от ребёнка и передачи его на попечительство государственным службам и органам целиком решит проблему преступлений против детей. Но мы живём в обществе, где есть разные люди. К сожалению, есть те, кто никогда в жизни не обратится за помощью в какие-то учреждения в кризисной ситуации. Так что бэби-боксы – это альтернатива мусорному баку, холодильнику, лесу и так далее.

- Если будет доказано, что "последнего" екатеринбургского подкидыша мать оставила только для того и ради того, чтобы выжил, Вы будете ее защищать в рамках ваших компетенций?

- Решение примем после того, как разберемся в ситуации досконально. 

P.S. Единственный на всю Свердловскую область бэби-бокс был открыт в марте 2014 года при храме во имя святителя Иннокентия в Екатеринбурге (проспект Ленина, 11а). За все время работы "окном жизни" воспользовались лишь дважды.

Беседовала Наталья ГОРБАЧЕВА

Актуальное