1 килогрей на обеденный стол

Российские продукты подвергнут облучению.

В России через два года начнут применять радиационную обработку продуктов питания. От этой новости у многих пробежал по спине холодок. "Будут травить население, мало у нас калек рождается", - такие комментарии моментально разлетелись по соцсетям.

С 1 января 2016 года начал действовать соответствующий ГОСТ-ISO. Новосибирский Институт ядерной физики имени Г.И Будкера уже сейчас готов поставить оборудование для облучения продуктов. Корреспондент "Уралинформбюро" побеседовал с заведующим научно-исследовательской лабораторией ИЯФ Сибирского отделения РАН Александром Брязгиным.

Александр Брязгин, фото: ИЯФ СО РАН

- Александр Альбертович, давайте попытаемся разобраться с технологией, которую физики-ядерщики предлагают включить в цепочку от поля до стола потребителя…

- Давайте. Это метод электронного облучения продуктов или, как его еще называют, метод холодной электронной пастеризации. Разработанные нами импульсные линейные ускорители ускоряют электроны до скоростей, близких к скорости света. Ускоренные электроны уничтожают микроорганизмы и насекомых в обрабатываемых продуктах. В результате существенно увеличивается срок хранения различных видов продуктов.

Отмечу, что в мире широко распространена практика обработки пищевых продуктов электронным облучением. У нас до недавнего времени это было не разрешено.

- "Облучение продуктов" звучит немного пугающе. Есть ли угроза здоровью человека? Возникает ли остаточная радиация?

- Еще в 1985 году специальная экспертная комиссия, состоящая из представителей Всемирной организации здравоохранения, МАГАТЭ и Продовольственной и Сельскохозяйственной организации ООН, доказали, что метод холодной пастеризации не представляет никакой угрозы для здоровья человека. Для обработки продуктов питания в мире чаще всего применяют дозу около 1 килогрея. Специалисты пришли к выводу, что воздействие на продукты питания ионизирующим излучением дозами меньше, чем 10 килогрей, не изменяет питательных свойств продуктов и обработанные продукты не представляют токсикологической опасности. Для сравнения: при обработке проводов мы используем дозу 100 килогрей, для стерилизации медицинских изделий - 15-25 килогрей.

Что касается остаточной радиации. Наши ускорители работают с энергией такой величины, при которой никаких фотоядерных реакций не происходит, поэтому остаточной радиации в принципе нет - происходят только химические реакции.

- Тем не менее, в Сети люди активно выступают против …

- Есть люди, которые "против", есть люди, которые "за". Но тем не менее обработанная таким образом продукция в мире продается и покупается. Нужно отметить, что грамотность не у всех людей соответствующая. Сказывается радиофобия после Чернобыльской катастрофы. Но ведь это совсем разные вещи.

- А полезные свойства продуктов? Наверняка, витамины при холодной пастеризации разрушаются?

- Конечно, витамины расщепляются при нашей обработке, но гораздо меньше, чем при тепловой. Альтернативой нашему способу сохранения продуктов часто может быть только химическая консервация. Например, обработка свежих фруктов. О химической обработке в плане "пользы" вообще речи не идет... При ней химреагенты остаются в пище, это так называемые консерванты. И они попадают внутрь организма. При нашей обработке продукт подвергается воздействию только в момент облучения. После этого в нем не остается ни единого постороннего химического вещества.

Да, происходит образование свободных радикалов. Но в количествах, не выше, чем при обычной тепловой обработке. Например, когда вы жарите котлету на сковородке, образуется поджарка – вот это и есть яркий пример образования вредных веществ при тепловой обработке. При нашей обработке их меньше. Часто говорят, что после облучения пищевой продукт становится "мертвым". А мы разве едим живые продукты? Наша система пищеварения при переваривании пищи разлагает ее гораздо сильнее. Мы используем пищу как "дрова", и ни в коем случае не вступаем с пищевыми продуктами в связь, как с живыми организмами.

- Сколько времени уйдет на решение всех организационных вопросов? Когда на прилавках появятся облученные продукты?

- Я надеюсь, что мы "добьем" этот вопрос за два года, и все необходимые законодательные акты будут приняты. Для запуска этой технологии необходимо принять поправки к Техническому регламенту о безопасности пищевой продукции Таможенного союза. Там будет подробно описано, как обрабатывать продукты ионизирующим излучением – какие энергии и дозы можно использовать, какая упаковка при этом должна быть, какая маркировка. Проект изменений уже подготовлен, он прошел процесс общественного обсуждения.

- Получается, что пока ни в одной из стран Таможенного союза такая технология не применяется?

- Официально нет. А неофициально, конечно, применяется. К тому же Россия ввозит товары, обработанные таким образом. Вы не задумывались, почему импортный картофель не всходит? Дачники неоднократно пытались его размножить. А некоторые продукты, например, специи, невозможно по-другому привести в соответствие ГОСТам, техническим требованиям. А ведь специи добавляются почти в каждое блюдо.

- Говорят, Советский Союз первым в мире запустил ускоритель для облучения продуктов…

- Да, первая страна в мире, которая разрешила облучение пищевых продуктов – это СССР. В 1958 году было принято постановление, разрешающее обработку зерна и картофеля. Наш институт поставил в Одессу на элеватор два ускорителя, которые успешно работали много лет. Тогда Советский Союз был крупнейшим импортером зерна. Мы покупали зерно в Канаде и применяли электронное облучение, чтобы защитить нашу среду обитания от иноземных насекомых. Со временем Россия, стала, напротив, крупнейшим экспортером зерновых продуктов, поэтому надобность в этих ускорителей отпала.

Сейчас в мире широко распространена практика облучения. Наш институт уже поставил ускорители в Польшу, Китай, Индию и США, Корею. Ускорители применяются в обработке кабелей, полимеров, широко используются в стерилизации, например, медицинских изделий. Из продуктов облучают, в основном, овощи, фрукты, мясную продукцию, специи, морепродукты.

- Почему в России так долго противились практике облучения продуктов питания?

- Мне кажется, дело в том, что со времен Советского Союза мы немного потеряли темп. Все остальные страны в 90-х годах развивались, а мы немножко остановились. Ну, и самая главная причина – это отставание законодательной базы.

- Отразится ли на стоимости продуктов применение нового метода?

- Наше оборудование довольно дорого, но и производительность тоже очень большая. Подорожают ли продукты – это пока вопрос. Возможно, в перспективе они даже подешевеют. Например, в сравнении с обычной тепловой обработкой наша точно дешевле. Потому что при тепловой обработке мы нагреваем продукт до 80-100 градусов. А при облучении он нагревается либо на долю градуса, либо на 1-2 градуса. Энергетически получается очень выгодно.

- Возможны ли серьезные аварии при эксплуатации вашего оборудования?

- Наша установка довольно большая и сложная. Для нее нужно строить специальное здание. Однако ошибки при эксплуатации практически исключены. Когда мы выключаем ускоритель из розетки, радиация исчезает. Оборудование становится полностью безопасным, можно входить в него, авария исключена. Ускоритель – это электрическая машина, грубо говоря, такая же, как телевизор. Взрывоопасного в ней ничего нет.

- Вытеснит ли ваша технология с рынка другие методы обработки?

- Думаю, она получит широкое распространение. Об этом говорит и опыт зарубежных стран, и экономическая выгода. Сейчас в мире до 30% продовольствия портится, не успевает дойти до потребителя или приходит в негодность уже в домашних холодильниках. Применение облучения исправит эту ситуацию. Особенно это актуально в нашей стране.

Беседовала Анастасия КОКАРЕВА