Лариса Фечина: Медикам пора объединяться, как шахтерам

А министру уметь отстаивать здравоохранение.

Свердловское здравоохранение лишилось "головы". Проработав семь лет, министр Аркадий Белявский ушел на пенсию.

Его нет, а проблем все больше. У медицинских учреждений растут долги перед поставщиками лекарств, коммунальных услуг. Сокращаются коллективы, зарплаты медиков и фельдшерско-акушерские пункты. В итоге растет недовольство пациентов и людей в белых халатах.

В чем корень "болезни" жизненно важной отрасли, нужен ли мораторий на ее оптимизацию и какими качествами должен обладать новый министр здравоохранения – об этом корреспондент "Уралинформбюро" побеседовал с депутатом Государственной думы РФ, сопредседателем Свердловского регионального штаба ОНФ, детским врачом-онкологом Ларисой Фечиной.

- Лариса Геннадьевна, многие СМИ, эксперты, да и сами медики говорят о тяжелой ситуации в региональном здравоохранении. Звучат даже оценки "коллапс". Так ли это?

- Я бы не спешила ставить нашей медицине такой страшный диагноз, как коллапс. В 90-е годы было гораздо труднее, но мы работали, развивались и достигли хороших результатов. Важно, чтобы они не были потеряны из-за сегодняшних проблем, которых можно было избежать.

- Возможно ли это в условиях кризиса, дефицитного бюджета, а также реформы, цель которой жителям Свердловской области, да и многим медикам непонятна?

- На мой взгляд, медучреждения оказались в бедственном положении из-за позиции руководства областного министерства здравоохранения, которое не смогло или не захотело отстаивать экономические и финансовые интересы отрасли при принятии регионального бюджета. А ведь это нужно было делать в первую очередь!

Ни для кого не секрет, что в начале текущего года на 1 миллиард 600 миллионов был урезан бюджет Территориального фонда медицинского страхования и, как следствие, снижены тарифы на лечение больных. То есть, с одной стороны мы видим бюджет ТФОМС, напоминающий "тришкин кафтан", с другой - бесконечный рост коммунальных тарифов, цен на лекарства, продукты, оборудование. В итоге финансирование здравоохранения не сбалансировано с его потребностями.

- Что же мог сделать в этой ситуации Аркадий Белявский?

- Он должен был биться за увеличение статьи расходов на здравоохранение в период принятия бюджета. Тем более, президент Владимир Путин четко заявил о недопустимости снижения качества медицинской помощи, о том, что нельзя сокращать сельскую медицину, фельдшерско-акушерские пункты. Выходит, кто-то не услышал призывы президента.

- И за счет чего можно было увеличить расходы на медицину при общем дефиците областного бюджета?

- Например, перебросить на здравоохранение средства, заложенные на создание особых экономических зон. И это не единственный источник госинвестиций, способный снять напряжение в отрасли.

А что теперь? Я часто выезжаю на встречи с коллективами городских и сельских больниц и потому в курсе, как трудно им приходится. Большинство не знает, как выбраться из долгов перед коммунальщиками и поставщиками медикаментов.

Кому должно быть стыдно от того, что акушеры родильного дома нижнетагильской ЦГБ №1 записали видеобращение "Крик о помощи!" президенту России? Врачи говорили, что после оптимизации здравоохранения оказались за чертой бедности. Персоналу сократили стимулирующие надбавки, со 100% до 20% снизили выплаты за ночные дежурства и перестали доплачивать за работу во вредных условиях труда - с больными гепатитом, туберкулезом, ВИЧ.

Сокращение зарплат происходит практически во всех медучреждениях региона. Тогда как реформа предполагала обратное. С 1 декабря 2015 года в соответствии с поручением федерального Минздрава мы перешли на эффективный контракт. По нему предусмотрено, что базовая гарантированная зарплата должна составлять 50-60%. Все остальное - стимулирующие выплаты. Раньше гарантированная зарплата составляла 25-30%, а остальные 70% - стимулирующие выплаты. Таким образом, гарантий по базовой зарплате стало больше.

- Но медики жалуются на существенное снижение зарплаты, снятие доплат за вредность...

- Правильно, нужно сигналить!

- Кому?

- Нам. Нужно обращаться в Свердловское региональное отделение Общероссийского народного фронта. Мое глубокое убеждение в том, что медработникам надо объединять усилия - воссоздавать эффективно работающие профсоюзные организации и выступать единой силой, как это умеют, например, шахтеры.

- Может быть, отменить оптимизацию?

- Мы спрашивали об этом президента России. Он считает, что реформы должны быть, но они должны быть гуманными, а не драконовскими.

- Свердловское здравоохранение замерло в преддверии назначения нового министра. В области есть люди, которые могли бы занять этот пост и работать со всей ответственностью?

- Уверяю, что в Свердловской области есть люди, которым можно доверить пост министра здравоохранения. Они не подставят губернатора и жителей региона, потому что способны эффективно управлять отраслью и строить современную доступную медицину.

- Можете их назвать?

- Давайте подождем, чтобы не сглазить!

Беседовала Наталья ГОРБАЧЕВА