Альтернативы прививкам нет

Есть мечта об одной волшебной.

Правительство России пообещало в ближайшее время не вводить ответственность родителей за отказ от прививок детям - вице-премьер Ольга Голодец назвала вопрос дискуссионным. Но дискуссия явно качнулась в сторону обязаловки после недавней вспышки сибирской язвы на Ямале, в результате которой погиб местный подросток.

Об инфекциях, угрожающих уральцам, в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказал заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Андрей Юровских.

- Андрей Иванович, есть мнение, что инфекций вокруг нас стало больше? Насколько оно достоверно?

- Чтобы вы понимали, в мире ликвидирована только одна инфекция из множества заболеваний, способных, если не принять соответствующие меры, привести к гибели людей. Я говорю об управляемых инфекциях - корь, коклюш, дифтерия, полиомиелит, грипп, гепатит, сибирская язва, клещевой энцефалит и так далее. Распространение этих и ряда других опасных инфекций можно предотвратить с помощью величайшего достижения и блага для человечества – вакцинации. Другого пути нет.

Есть такая эпидемиологическая аксиома: инфекция не прощает не только отсутствия, но и ослабления внимания к себе.

Европа лет 10 назад претендовала на континент, свободный от кори - инфекции, которая передается воздушно-капельным путем. Там отмечалось менее 1 случая заболевания на миллион человек. По критериям ВОЗ это означает, что инфекция ликвидирована. Раз нет инфекции – зачем прививаться, подумали европейцы. После отказа от прививки коллективный иммунитет у них за несколько лет снизился и дошел до критического. После заносов инфекции в Европу начались повальные заболевания. Иммунопрофилактику пришлось срочно активизировать.

- Тем не менее, в России немало противников вакцинопрофилактики…

- Число ее сторонников наоборот растет. Приведу пример по одной из инфекций. В 1997 году от гриппа в Свердловской области было привито 35 тысяч человек, а в 2015 году – 1,6 миллиона. В целом от разных инфекцией в нашем регионе ежегодно проводится более 5 миллионов профилактических прививок взрослым и детям.

- Получается, что от гриппа не прививается и половины жителей области – а сколько надо привить, чтобы инфекция не распространялась молниеносно, как это у нас бывает?

- Мировой опыт показывает, что для достижения эпидемиологического благополучия необходим охват прививками не менее 95%. Привив 40% населения области от той или иной болезни, мы не предотвратим ее распространения в полной мере.

Но в целом рост вакцинопрофилактики по гриппу и другим инфекциям есть и немалый. Мы сравнивали показатели за несколько лет по 9 опаснейшим заболеваниям в допрививочный период и после внесения их в национальный календарь. Результат - вакцинация помогает ежегодно предотвращать более 180 тысяч случаев этих инфекций.

В середине 90-х годов прошлого столетия в России отмечалась эпидемия дифтерии, вернувшейся в нашу страну после длительного отсутствия. Тогда переболели десятки тысяч человек, и погибли непривитые.

Можно привести десятки примеров, доказывающих, что иммунопрофилактика - это благо. По данным ВОЗ, за прошлое столетие средняя продолжительность жизни на планете увеличилась на 25 лет. Первопричина этого роста – вакцинопрофилактика, за ней следуют антибиотики.

- Государству, экономике страны вакцинация выгодна?

- Если говорить об экономической составляющей, то предотвращение заболеваний только в 2015 году позволило сократить бюджетные расходы в Свердловской области на 5¸5 миллиарда рублей. При ином раскладе эти деньги понадобились бы на лечение, оплату больничных листов. Несложные расчеты позволяют сделать вывод, что на один рубль, вложенный в иммунизацию, приходится 4-7 рублей предотвращенного экономического ущерба. Для этого создана целая система.

В нее входит национальный календарь прививок, который постоянно расширяется. Проводимая в рамках календаря вакцинопрофилактика гепатита В за небольшой срок ликвидировала опасность заражения этой инфекцией самых уязвимых групп, в том числе медработников и детей. В сравнении с 1999 годом, когда инфекция была на пике, опасность ею заразиться снизилась в сотни раз.

Возьмем такую коварную заразную болезнь, как краснуха. В Свердловской области в допрививочный период ежегодно регистрировалось до 35 тысяч случаев заболеваний. Ее иммунопрфилактику мы начали с 1997 года. В 2006 году данную прививку внесли в нацпроект "Здоровье" и национальный прививочный календарь. К этому времени в нашем регионе показатели заболевания краснухой были в 143 раза ниже, чем в целом по России. Существует календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в соответствии с которым проводится иммунизация отдельных профессиональных групп риска, а также при обострении эпидситуации.

Отмечу, что кроме национального календаря прививок есть региональный. Он расширяет список инфекций, борьба с которыми ведется методами иммунопрофилактики.

- Кто финансирует мероприятия?

- По национальному календарю ответственность несет федеральный бюджет, выполняя свои обязательства на 100%. Правда, с этого года возникли проблемы с графиком поставок препаратов - мы теперь получаем их раз в полгода, а надо бы ежеквартально. Вакцинопрофилактика - это перманентный процесс, он не должен останавливаться.

За выполнение календаря по эпидпоказаниям ответственность несет субъект РФ. Бюджет регионального календаря складывается из разных источников, не запрещенных законом.

В 2016 году власти Свердловской области на выполнение мероприятий по региональному и эпидкалендарям выделили 190 миллионов рублей. Подсобить могут и муниципалитеты. Неплохую лепту в вакцинацию вносят работодатели. Они закупают препараты для иммунизации сотрудников против клещевого энцефалита, пневмококковых инфекций, гриппа и других.

- На бюджетные средства закупается только отечественная вакцина, хотя импортная, по некоторым оценкам, лучше…

- Все российские вакцины сопоставимы по своим качествам с импортными. Есть зарубежные препараты, где в одном шприце содержится вакцина от 6 или 3 инфекций. У человека есть право выбора – воспользоваться отечественными препаратом, но бесплатно, или купить импортную вакцину и разом привиться от нескольких инфекций.

- Надо ли, на ваш взгляд, расширять список обязательных прививок и заставлять людей прививаться?

- Если выбирать – убеждать или заставлять, то я сторонник убеждения. Если не убедил, значит не нашел должного подхода, хотя всегда будут те, кто будет сопротивляться и отрицать полезность иммунопрофилактики. Я полагаю, что происходит это от незнания вопроса. В качестве аргумента "против" приводятся примеры необычной реакции на прививку.

- Например, летальный исход…

- На моей памяти был один случай гибели подростка после вакцинации против клещевого энцефалита. Это было лет 15 назад. После того случая препарат был исключен из списка разрешенных к применению.

Повторюсь, вакцина – это великое благо для человечества. Знаете ли вы, что в мире есть инфекция со стопроцентной летальностью? Это - бешенство, заразившись которым погибают животные и люди. Ежегодно регистрируются десятки случаев этого заболевания у животных, в том числе домашних. А значит, есть риски заражения и у людей. Против этой инфекции существует вакцина: она используется для защиты профессиональных групп риска, а также для защиты пострадавших от укусов животными. Здесь прививка – это спасение жизни...

А вообще мечта человека, проработавшего в сфере эпиднадзора более 30 лет, я говорю о себе, – капать новорожденному одну дозу, но это будет вакцина от всех инфекций.

- Это - утопия…

- Это – реальность, пусть не сегодняшнего и завтрашнего дня, но будущего. Благодаря иммунопрофилактике продолжительность жизни человека, как я уже говорил, за последние 100 лет выросла на четверть. Раньше люди не могли добиться такого результата за тысячелетия!

Интервью подготовила Наталья ГОРБАЧЕВА

Актуальное