Девушка-ресторатор спасла байкальскую нерпу от расстрела

С помощью петиции.

Российским общественникам удалось спасти краснокнижных байкальских нерп от промышленного забоя. Министерство сельского хозяйства РФ отказалось от идеи частично разрешить промысел животных.

Борьба за нерп велась на протяжении нескольких месяцев. Экологи и активисты направляли запросы чиновникам и "бомбили" соцсети. Пожалуй, наибольший резонанс получила петиция за сохранение байкальской нерпы, созданная Екатериной Айвазян из Улан-Удэ. Девушка, которая занимается ресторанным бизнесом, признается, что далека от экологических проблем. Однако за нерп решила побороться. За месяц ее петиция, размещенная на портале Change.org, набрала 340 тысяч подписей.

О том, как велась борьба за байкальскую нерпу и почему из тюленя сделали "козла отпущения", Екатерина Айвазян рассказала "Уралинформбюро".

- Екатерина, нерп жалели многие, но именно вы создали петицию и стали активно ее распространять. Как родилась эта идея?

- Я не понимаю, почему многие жалели, но никто не создавал петицию. Зимой меня не было в городе. Когда вернулась в марте, случайно услышала по радио о том, что власти хотят восстановить промышленный забой нерп. Мне показалось это абсурдом. Начала искать информацию, которой было крайне мало – 2 статьи и передача, вышедшая перед новым годом. Тогда я создала петицию. За месяц она набрала 340 тысяч подписей.

- С чего вы начали? К кому обращались за помощью и с кем сотрудничали?

- Я месяц "жила" в Интернете: постоянно писала в различные экологические организации, общалась со специалистами, изучающими Байкал и непосредственно нерпу. Большую роль сыграло продвижение петиции. Люди платили собственные деньги для ее продвижения. Это сработало! Чиновники и депутаты нас заметили. Владимир Бурматов (председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды – прим. ред.), которому только я отправила многочисленные сообщения, сумел донести до Дмитрия Медведева, что люди против забоя нерп, что создан широкий общественный резонанс. Буквально за несколько дней все решилось, хотя документ был на стадии подписания. Бурматов написал мне потом, что нерпа уже снится ему.


Промысел байкальской нерпы был запрещен в 2009 году. Право ее добывать оставили только коренным народам.

- На промышленном забое нерп в первую очередь настаивали бурятские чиновники. Чем они аргументировали это?

- Их растущей популяцией. Дескать, это чревато полным исчезновением омуля в Байкале (промысловой рыбы рода сигов семейства лососевых – прим. ред.) и массовым мором нерп, что может привести к эпидемии.

Ученые, с которыми я общалась, говорили о том, что доводы властей абсурдны. Омуль не составляет основной рацион нерп. Байкальские тюлени не могут угнаться за быстрой рыбой. Кроме того, они живут в разных местах. Нерпы - с иркутской стороны Байкала, а омуля больше со стороны Улан-Удэ.

Исчезновение омуля объясняет другое - варварский вылов местным предприятием, в том числе во время нереста. Я один раз видела, как на километровой сети рыбу вытаскивают тоннами! Вот и пришли к чему шли. Кроме того, омуль гибнет в условиях ужасной экологии – проблему загрязнения Байкала мусором и водорослями так никто и не решил.

Местные жители выступают против нерп потому, что животные рвут сети. Люди на берегу Байкала живут очень небогато. Но тут возникает следующий вопрос – почему нельзя развивать экотуризм? Туристов из Китая в большом количестве привозят в основном агентства. А местные жители только стонут – никто не зарабатывает и не выигрывает от этого.

Такими байкальских нерп видят иркутские школьники.

- Вы отметили, что вторым аргументом властей был риск распространения эпидемии из-за гибели нерп.

- Да. Дескать, если не регулировать популяцию искусственно, начнется массовая гибель нерп, провоцирующая эпидемии. В пример приводилась осень прошлого года, когда на берегу Байкала были обнаружены более 140 погибших животных. Власти заявили, что это – начало эпидемии. По мнению экологов, подобные заявления – не что иное, как провокации со стороны властей. Официальных данных о количестве нерп на Байкале нет. В последний раз их подсчитывали в 2000 году и предположили, что с тех пор популяция увеличилась в два раза. Но каким образом? С вертолета посчитали, сколько нерп на лежбище лежит?

Увидеть нерпу на Байкале очень сложно. Ее не так много, как кажется. Байкал огромный! По некоторым данным популяция нерп сегодня составляет 100 тысяч (против 130 официальных тысяч - прим. ред.). Но когда-то их было миллион, и рыбы всем хватало – и животным, и людям.

Нельзя забывать, что нерпа умеет себя регулировать. Если условия неблагоприятные, то потомства в этом году не будет. Кроме того, при дефиците кормовой базы самка может приостанавливать беременность. Эмбрион прекращает развиваться, но не погибает, а впадает в анабиоз – до следующего брачного период.


По мнению ученых, байкальская нерпа по интеллекту не уступает дельфину.

- Что на самом деле двигало чиновниками?

- Нерпы - это живые деньги. Говорят, охотиться на них сегодня нельзя. Все можно! Организуются охотничьи туры, причем их стоимость – не 150 тысяч рублей, как заявляется, а значительно ниже. Но при этом масштабы шире! Если бы разрешили отстрел 5 тысяч нерп в год, как значилось в законопроекте, они бы очень легко превратились в 10-15 тысяч. Никто не будет считать!

- Вместе с другими общественниками вам удалось почти невозможное – быть услышанными властями. Стоит ли другим также бороться или ваша победа - единичный случай?

- Однозначно стоит. Когда люди не молчат, власти хоть что-то делаю. Я обычный человек и не имею никакого отношения к экозащитникам. Однако, потратив месяц своего времени, мы добились успеха. Но надо понимать, что в промышленном забое нерп, в первую очередь, были заинтересованы муниципальные власти. Поэтому вопрос и решился быстро в защиту нерпы. Несопоставим был общественный резонанс с той выгодой, который бы поимели власти на местах. Зато Москва бы свой имидж ухудшила.

На Байкале были зафиксированы попытки организовать охотничьи вип-туры на нерпу - под прикрытием квот, выделяемых местным жителям.

- Что дальше? Нерпа спасена окончательно?

- К сожалению, верить в это не приходится. Бурятия направила в правительство РФ запрос на помощь в проведении экспертизы и подсчете популяции нервы. Местные власти хотят понять, какой по масштабам урон этот зверек наносит рыбной отрасли. Они не хотят бороться с браконьерами, вытаскивающими омуль сетями, не хотят решать вопрос с очистными турбаз и частных владений и с мусором на берегах Байкала, с загрязнением и обмельчанием рек, в том числе Селенги, куда раньше омуль заходил на нерест сотнями тысяч! Нет, власти хотят все свалить на нерпу!

Так что, боюсь, провокации с их стороны будут продолжаться. А потому работа не должна прекращаться. Петицию я пока не закрываю, голосование продолжится до 19 апреля. Мы против убийства невинных животных и разворовывания природных богатств страны. Только объединившись, мы сможем донести это до власти. Пример с нерпой показал, что нас могут слышать.

Беседовала Кристина ШАБУНИНА

Фото: Екатерина Айвазян/Instagram.com, официальный портал Иркутской области, министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Ранее по теме:
Россиянам удалось отстоять байкальскую нерпу