ОСАГО как мина замедленного действия

Когда рванет?

14 июня Центробанк представил общественности проект указания по предельным размерам базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО. Документ, в частности, предусматривает реформирование набившего оскомину автомобилистам коэффициента бонус-малус и расширение тарифного коридора по автогражданке. При этом нижняя его планка, по уверениям регулятора, будет опущена для всех видов транспортных средств на 20%.

"Данный документ является первым шагом по реализации мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке ОСАГО и предусматривающих изменение подходов к тарификации автогражданки с перспективой перехода к индивидуальным тарифам, повышение прозрачности деятельности страховых агентов и разработку системы контроля за соблюдением страховщиками ограничений тарифов" - отрапортовала в этот день пресс-служба регулятора.

Однако автовладельцы считают, что новая методика расчета ОСАГО – очередная "обдираловка", так как верхняя граница ценового коридора для владельцев легковых машин (физлиц) будет выше на 20%, а значит, им в очередной раз придется потуже затянуть пояса.

"Уралинформбюро" попросило экспертов оценить проект, представленный Центробанком, и рассказать о плюсах и минусах грядущих изменений для автовладельцев.

Максим Едрышов, екатеринбургский правозащитник:

- Плюсов для автовладельцев, на мой взгляд, нет. Главный минус проекта в том, что ОСАГО, скорее всего, еще больше подорожает. После этого страховкой станет пользоваться еще меньшее число людей. После последнего подорожания ОСАГО достаточно большое количество автовладельцев отказалось от страховки - в России очень низкие штрафы за отсутствие полиса. На штраф-стоянку за подобное нарушение сейчас не забирают и номера не снимают. А штраф, если его оплачивать со скидкой, составляет всего около 400 рублей. Вот и считайте, если средняя стоимость полиса 7 200 рублей, за год можно почти 20 раз заплатить штраф. При этом такая ситуация, как вы понимаете, маловероятна. Вряд ли сотрудники ГИБДД столько раз вас остановят.

Дмитрий Ионин, депутат Госдумы от Свердловской области:

- Центробанк не первый раз идет на поводу страховщиков, повышая тарифы. При этом мы прекрасно понимаем, что никто не будет ориентироваться на нижнюю границу коридора. Это как со стоимостью проезда в Екатеринбурге: он стоит 28 рублей. Когда кто-то высказывает претензии к власти, им говорят: так это максимум, можно возить и дешевле, мы просто ограничили верхнюю планку. Но мы прекрасно видим, что никто не возит горожан дешевле. Так и тут. Нам будут рассказывать сказки, что будет понижение, а понижения реально не будет.

А страховое лобби сегодня делает все, чтобы продавить очередные повышения. Пугая тем, что в противном случае они просто перестанут страховать людей по ОСАГО. Я видел цифры сбора и выплат - сборы у страховщиков существенно превышают выплаты. Но страховые компании говорят о каких-то других косвенных убытках, не обнародовав причину их возникновения. Поэтому надо в первую очередь разбираться со страховым лобби и менять принципы ценового подхода. Делать это необходимо Центробанку и Федеральной антимонопольной службе. Сейчас Центробанк почему-то занимает больше позицию страховщиков. По крайней мере, открыто говорит, что ОСАГО – убыточный вид деятельности и этим надо заниматься. Видимо, под словом "заниматься", они понимают только повышение тарифов.

При этом главная проблема тут в том, что никто не хочет разбираться в вопросах ценообразования ОСАГО. Это, на самом деле, очень большая проблема, так как цена будет расти и дальше. Страховщики уже повышают аппетиты и предлагают вообще отпустить цены в свободное плавание. В итоге мы получим какой-то картельный сговор и задранные цены на ОСАГО.

Кирилл Форманчук, основатель "Комитета по защите прав автовладельцев":

- Минус у проекта, по сути, один – страховщики могут фактически необоснованно увеличивать цену полисов ОСАГО. Хотя у нас автогражданка имеет природу налога. Это обязательный платеж. Поэтому нельзя давать частным компаниям самостоятельно рассчитывать и применять какие-то тарифы. Здесь обязательно должно быть более жесткое госрегулирование.

Вообще почему было принято регулятором такое решение? Очень много жалоб за последние 5 лет поступило в Центробанк на страховщиков - те навязывали дополнительные полисы, отказывались людям продавать страховки и так далее, делая ОСАГО, по сути, недоступным. Поэтому Центробанк подумал и решил – как только тариф станет свободным, все страховщики сразу начнут эти полисы продавать. Однако, если посмотреть статистику Банка России, то получается, что уже сегодня каждая третья машина ездит без страховки. После увеличения цен это количество еще увеличится. Ни один здравый человек не купит на машину, которая стоит 100 тысяч, полис за 15 тысяч. А у нас средний возраст автопарка в стране – 11-13 лет. Поэтому все и ездят у нас без полиса. А дальше число таких водителей будет еще больше – к этому, по крайней мере, все идет.

А то, что цена полисов увеличится, это понятно - никакой здравый страховщик не будет уменьшать цену полисов, сообщая до этого, что ему сейчас мало денег. У нас в стране вообще давно ничего не снижается. По крайней мере, я еще ни разу не видел, чтобы цены на что-то опустились. У нас всегда все только растет.

Причем депутаты сейчас предлагают увеличить штрафы за отсутствие полисов до 3000-5000 рублей и автоматически штрафовать водителей с камер за отсутствие ОСАГО. Но это не выход. Для водителя сейчас нет никакой экономической выгоды. Дешевле заплатить штраф, чем купить полис.

Петр Шкуматов, координатор движения "Общество Синих Ведерок":

- Автомобилисты от предлагаемой Центробанком системы не выиграют. По одной простой причине – решения принимаются регулятором под давлением страхового лобби.

Сейчас уже очевидно, что ОСАГО подешевеет только для небольшого числа автомобилистов. Для большинства же оно подорожает. Причем для некоторых категорий - в разы, и это несмотря на то, что говорится лишь о 20-процентном повышении тарифного коридора. Поэтому пока не появится разновесная ситуация, когда автомобилисты также смогут продавливать свои интересы, все решения будут приниматься против автовладельцев.

P.S. ИА "Уралинформбюро" также обращалось за комментариями к страховому сообществу, но на данный момент ответов не получило.

Беседовала Ольга КАРПОВА.