Алкоголь в России утекает в подполье

Пьянству бой! Легальные торговцы бегут, нелегальные празднуют победу.

Ужесточение правил торговли горячительным принесло первые плоды, но урожай сомнителен. Розничная торговля алкоголем из 330 тысяч "бойцов" за 2012 год потеряла 40-50 тысяч. Канули в Лету и 350 тысяч пивных киосков. По городам России колесят алкотакси, горячительное льется через Интернет.

Как рассказал "Уралинформбюро" директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз, в 2013 году алкогольный рынок потеряет еще 35-40% - возникший вакуум заполнит нелегальная торговля. По оценкам эксперта, уже сейчас треть потребления спиртного в России закрывают подпольная водка и суррогаты.

Нелепость в том, что над оставшимися в живых постоянно будет висеть дамоклов меч. Взять к примеру требование о соблюдении "мертвой зоны" вокруг учебных, медицинских и спортивных учреждений. Сегодня вычистят рынок в соответствии с этими требованиями - завтра у магазина спиртного откроется "трезвый" объект вроде изостудии, и торговцы алкоголем моментально попадут в капкан. В.Дробиз уверен, что передав регионам регулирование отдельных моментов, например, определение "мертвой зоны" у соцобъектов, федералы совершили большую ошибку, которую впоследствии так или иначе придется исправлять. "Нельзя доводить до абсурда, - возмущается он. - Регионы в своем алкогольном верноподданничестве перегнут палку... Вместо того чтобы слепо следовать дебильным алкогольным требованиям, лучше бы повышали уровень жизни населения".

Все эти драконовские меры, по словам эксперта, не привели к снижению употребления алкоголя, а лишь изменили его структуру в сторону ухудшения - люди переходят на "паленку", самогон и спиртосодержащие жидкости. По мнению В.Дробиза, такими темпами в 2015 году с рук будет продаваться не менее 55-60% алкоголя. "Если есть спрос, а предложение искусственно снижается, то здесь сразу же появляются предприимчивые люди, которые пойдут обходными путями", - добавил он.

Как рассказали "Уралинформбюро" в компании по оптовой продаже алкоголя "Уралторгсервис", с ужесточением алкогольных требований рынок розничных продаж действительно был урезан - клиентская база сократилась примерно на 20%. Представители отрасли оказались не готовы преодолеть поставленную им планку. Многие магазины шаговой доступности не дотягивали по установленной площади. "Домашние" точки продаж не выдерживают и норм по техобеспечению, например, по вентиляции. Плюс увеличилась и стоимость лицензии. Прикинув все затраты, торговцы серьезно засомневались в рентабельности бизнеса.

К тому же в России никто не отменял коррупции. "В законодательстве много пробелов... Взять к примеру расстояние отдаленности от школ и прочих объектов - от чего мерить: от забора, от крыльца, от кабинета директора?" - вопрошают в "Уралторгсервисе". 

В той же Калуге, как сокрушается директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group ("Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") Михаил Сусов, спиртное теперь могут продавать только несколько десятков магазинов на берегу реки и у кладбищ.

"Алкоголь - трафикообразующий товар. Сам он занимает 12-16% в продажах магазина, но вместе с ним покупают закуску и другие напитки, что в совокупности дает до 20%", - рассказал "Ведомостям" директор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. Спиртное по сути - основа рентабельности бизнеса. "Если предположить, что 5% магазинов сетевой розницы потеряют лицензии и лишатся около 20% продаж, то в масштабах отрасли речь может идти о потерях на уровне 30 миллиардов рублей в год", - подсчитал Бурмистров.

Еще в сюжете: Под градусом

Актуальное