Летать станет дешевле

Благодаря новому сплаву.

Новые технологии производства сплавов из алюминия и лития позволяют снизить массу летательных аппаратов на 30%.

Как сообщил на пресс-конференции по случаю 25-летия запуска космического корабля многоразового использования "Энергия-Буран" генеральный директор ОАО "ВИАМ" академик Евгений Каблов, повышение эффективности техники, ее прочности и ресурса специалисты связывают с разработкой сверхлегких высокопрочных материалов, а также с внедрением перспективных технологий соединения, включая сварку в твердой фазе.

ВИАМ с партнерами ведет большую работу по замене клепаного планера самолета на сварной. Для этого проводятся исследования в области лазерной и гибридной сварки, сварки трением с перемешиванием. После ряда опытов для компании Airbus была изготовлена сварная ребристая панель фюзеляжа из алюминий-литиевого сплава 1424, которая выдержала 75 тысяч циклов без разрушения.

Менее успешно завершилось сотрудничество с иностранцами по выпуску штампованных изделий из высокопрочного ковочного сплава 1933. Как утверждает Е.Каблов, новый материал, освоенный ОАО "Каменск-Уральский металлургический завод", превышает соответствующие отечественные и зарубежные сплавы по прочности на 6-12%, по вязкости разрушения – на 15-50%, по усталости – на 35-80%. Изготовленные из него крепления крыла к центроплану самолета А-320 прошли натурные испытания, но "Alcoa Россия" отказалась от серийного производства.

В настоящее время, сообщил "Уралинформбюро" заместитель управляющего директора ОАО "КУМЗ" Александр Семенихин, предприятие выпускает сплавы для иностранных компаний по зарубежным стандартам. Запатентованная во многих странах технология изготовления изделий из сплава 1933 применяется при производстве лишь отечественных самолетов Ан-148, SSJ-100, а также военной авиации и ракетой техники. Штамповку заготовок из сплава 1933 КУМЗ осуществляет на собственных площадях. Характеристики изделий позволяют понизить массу авиатехники на треть.

Е.Каблов убежден, что новые материалы дадут России возможность выпускать конкурентоспособную авиационную продукции и перейти от экспорта углеводородов к экспорту инновационной продукции.