Южноуральские власти настаивают на законе о регулировании цен

ЧЕЛЯБИНСК. Средний прожиточный минимум в Челябинской области на сегодняшний день превышает полторы тысячи рублей. Это стало результатом резкого скачка цен на основные товары и услуги сразу же после новогодних праздников. Особенно "отличились" коммунальщики, транспортники и энергетики, то есть те, которых законодательство относит к так называемым естественным монополистам. Увеличение тарифов на электроэнергию, газ, тепло и воду автоматически сыграло на росте цен на продукты и товары первой необходимости. Как полагает председатель Челябинского областного комитета по тарифам и ценам Игорь Лашманов, не контролируя цены, можно дойти до абсурда. Разбираться в сложившейся ситуации приходится местной власти, от которой, как ни парадоксально, практически ничего не зависит. В 2000 году на Южном Урале действовало постановление губернатора Петра Сумина, которое определяло набор продуктов и производителей, обязанных декларировать отпускные цены. Но прямое регулирование цен не предусмотрено федеральным законодательством и после вмешательствоа областного управления юстиции данное постановление было отменено. По мнению администрации Челябинской области, назрела необходимость принятия соответствующего федерального закона или нормативного акта о косвенном регулировании цен. А пока что областные власт полны решимости проверить обоснованность высоких цен на услуги коммунальщиков. По некоторым оценкам, независимый аудит финансовой деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства может сформировать экономический эффект в десятки миллионов рублей. При этом главы городов и районов далеко не всегда заинтересованы в честной оценке затрат муниципальных коммунальных служб. В этом случае свое слово должны сказать депутаты местных советов и собраний, которые по закону имеют право на полномасштабную ревизию муниципального хозяйства. По мнению Игоря Лашманова, необходимо сделать прозрачным сам механизм ценообразования, особенно - у естественных монополистов. Не секрет, что значительная часть средств тратится не на поддержание производственной сферы, а на содержание аппарата, закупку дорогостоящей офисной мебели, учебу и стажировку управленцев в престижных учебных заведениях. Непроизводственные расходы должны быть вычленены из общей суммы затрат. По такому пути уже пошли в Челябинске, где оптимизируется система управления муниципальным транспортом. Скрытые резервы есть и в устранении промежуточных звеньев между потребителем и производителем услуг. Значительный эффект может принести реализация областной и местных программ энергосбережения. Там, где ведется тщательный учет расходов воды, тепла и электроэнергии, экономия средств достигает 30 процентов. Игорь Лашманов полагает, что пора в полной мере использовать ипрактику определения поставщиков товаров и услуг на конкурсной основе. Организации, способные предоставить максимум услуг при минимуме затрат, должны получить "зеленый свет". Помочь заказчикам определиться с выгодными поставщиками должен специальный экспертный совет, создание которого планируется правительством Челябинской области.