Убыточные авиаперевозчики вылетят с рынка

Государство больше не хочет поддерживать их рублем.

Осенью 2015 года российский рынок авиаперевозок может значительно поредеть, пишет "Коммерсантъ".

По данным Минэкономики, компании продолжают накапливать долги и теряют кредитоспособность. Так, в 2014 году убытки 5 крупнейших авиаторов по РСБУ составили 25 миллиардов рублей, а по итогам I квартала — уже 18 миллиардов рублей.

Анализ отчетности большинства организаций показал, что по итогам прошлого года и в первой половине текущего соотношение долг/EBITDA составляет более 6 (при допустимом максимуме 3,5), а задолженность перед банками только двух авиакомпаний ("Трансаэро" и "ЮТэйр"), входящих в ТОП-5, - свыше 150 миллиардов рублей.

В огромных долгах, как считает Минэкономики, виноваты сами перевозчики, которые в кризис продолжали наращивать парк, беря неподъемные кредиты. Поэтому поддерживать убыточных авиаторов чиновники больше не намерены. Единственное, на что могут рассчитывать перевозчики, - обнуление НДС на внутрироссийских линиях на 2-3 года.

"Мы предлагаем пересмотреть методы господдержки для авиакомпаний, которые вместе с кредитами госбанков на покупку самолетов "подзагнали" всю отрасль, вместо того чтобы после кризиса 2008 года дать уйти неэффективным игрокам. В итоге отрасль так и не вышла из кризиса, рынок сжался, а провозные емкости раздули. "Трансаэро" и другие компании стали под кредиты заказывать дорогостоящие самолеты в расчете на то, что рынок вырастет сам", - заявил замминистра экономики Евгений Елин.

Как отмечают чиновники, избыток провозных емкостей с мая 2015 года превысил показатели прошлого года на 400 тысяч кресел, а в июне 2015 года составил 800 тысяч кресел. Чтобы загрузить самолеты, авиакомпании стали снижать стоимость авиабилетов. Так, в первой половине года средний тариф на внутренних линиях упал до уровня 2008 года — 5 699 рублей. В 2014 году убытки отрасли на этих маршрутах составили 637 рублей с пассажира.

Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко считает, что уход слабых игроков позволит отрасли вернуться к прибыльности. Но есть риск, что доля "Аэрофлота" на рынке превысит 50%, а на дальних расстояниях и вовсе составит более 80-90%. Стоимость билетов в условиях отсутствия конкуренции, естественно, пойдет вверх, передает "Уралинформбюро".