Бандитам здесь не место: Средний Урал вычистят от коллекторов

С замашками 90-х.

Свердловские власти ищут управу на коллекторов, которые используют методы "лихих 90-х". Громкие скандалы с вышибалами долгов прокатились не только по Уралу, но и по всей России. 

В Екатеринбурге большой резонанс получила история, произошедшая в конце февраля 2016 года. Коллекторы замуровали в квартире 12-летнего ребенка, когда родителей-должников не было дома. Незваные гости сыпали угрозами, перерезали телефонный провод и залили дверные замки клеем, заткнув их бумагой и зубочистками. 

Инцидент стал поводом для открытого совещания с участием всех причастных к этой теме, которых 10 марта собрал депутат Законодательного собрания Алексей Коробейников.

"Нам надо сейчас понять, что мы со стороны правительства региона можем сделать. Тут попахивает способами времен 90-х годов, когда был передел собственности и бандитизм. Сейчас мы можем провести параллель", — заявил заместитель председателя свердловского ЗакСо Виктор Шептий.

В 2015 году в органы полиции поступило более 300 заявлений о противоправных действиях коллекторов, сообщил начальник управления по организации деятельности участковых уполномоченных и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Свердловской области Дмитрий Шиловских. В основном жалуются на "Югорское коллекторское агентство" с офисом в Екатеринбурге. В возбуждении уголовных дел гражданам чаще всего отказывают. В частности, такие действия коллекторов, как надписи на стенах или звонки с угрозами, рассматриваются как простое хулиганство. Состава преступления полиция в таких случаях не находит. "Людям порой трудно объяснить, что коллекторы совершили незначительные правонарушения. На это уходит много времени. Мы имеем дело с неопределенным кругом лиц. Найти этих людей очень сложно", — отметил Д.Шиловских.

Проблема возникла в том числе из-за того, что служба судебных приставов, которая должна взыскивать долги, со своей работой не справляется. Как отметил депутат ЗакСо Александр Новокрещенов, который 10 лет возглавлял южноуральское управление ФССП, исполняется в среднем только 10-20% судебных решений по взысканию долгов. "Это толкает компании к бандитам", — резюмировал он.

При этом просроченная задолженность свердловчан лишь растет. По словам председателя Уральского банковского союза Валентины Мурановой, на начало года просрочка составила 29,9 миллиарда рублей. Она подчеркнула, что чаще всего в громких скандалах с коллекторами фигурируют микрофинансовые организации, а не банки. Вину же за происходящее она возлагает на самих должников: "У нас очень низкий уровень финансовой грамотности. Мне бы в голову не пришло взять кредит по 250% годовых".

В свою очередь юристы, занимающиеся защитой таких должников, говорят о том, что большую роль здесь играют так называемые кредитные брокеры. "Это шарлатаны. Пенсионера садят в машину и везут в определенное МФО, где ставка составляет 750%. Он никогда этот долг не вернет. Никого не останавливают эти огромные цифры. Когда людям одобряют кредит, у них пелена на глазах", — отметил директор офиса "Западный" юридической компании "Протект" Роман Бронников. Он добавил, что ошибочно видеть корень зла только в МФО: практически все банки так или иначе засветились в противоправной коллекторской деятельности.

Беда в том, что жертвами коллекторов становятся не только должники, но и их близкие. К примеру, в феврале этого года свердловской пенсионерке угрожали из-за долга сына в размере 3 тысяч рублей. Достается и посторонним людям, например, тем, кому случайно перешел прежний сотовый номер должника: от навязчивых звонков коллекторов спасу нет. Кроме того, вышибалы взламывают страницы в социальных сетях и от имени должника рассылают его друзьям сообщения с просьбой помочь найти деньги.

Участники дискуссии попытались найти оптимальное решение проблемы. Предложенный на федеральном уровне законопроект о запрете коллекторской деятельности они отвергли. По их мнению, это приведет к тому, что бандиты никуда не денутся, а будут действовать "в тени", как в 90-е годы. В числе более эффективных мер - создание института частных приставов, как это сделано в Казахстане. Также предлагается зафиксировать ставку МФО на определенном уровне, чтобы стоимость займа не доходила до 750-1000%. Нелишним будет и лицензирование коллекторской деятельности.

Кроме того, Валентина Муранова задалась вопросом, платят ли МФО налоги в бюджет. "Их надо выводить в правовое поле", — призвала она, предложив провести налоговые проверки таких организаций.

По словам А.Коробейникова, все инициативы будут рассмотрены профильным комитетом парламента, а затем направлены в Госдуму РФ.

P.S.: По данным А.Коробейникова, в уходе от налогов и взносов в фонды обвиняют 13 микрофинансовых организаций, работающих на территории Свердловской области. В их числе "Мани Мен", "Доступные деньги", "Просто деньги", "Деньги до зарплаты-Екатеринбург". 11 марта депутат отправил свердловскому прокурору Сергею Охлопкову письмо с просьбой проверить эти организации.

Актуальное