Уралвагонзавод готовится забивать новыми вагонами тупики

Из-за отсутствия заказов.

Корпорация "Уралвагонзавод" (входит в Ростех) не получила заказов на вагоны на 2021 год. Ранее ее крупнейшими контрагентами были СУЭК, Федеральная грузовая компания, Первая грузовая компания. Но ни с одним из них контракты на ближайшие годы не заключены, пишет РБК со ссылкой на источники на рынке грузоперевозок.

Согласно данным сайта госзакупок, в 2020 году Уралвагонзавод заключил 32 контракта на 649 миллионов рублей против 77 на 1,4 миллиарда годом ранее. Почти все они касаются поставок свердловским исправительными колониями № 12 и № 13 в Свердловской области металлических изделий.

Причиной отсутствия спроса на вагоны стал профицит на профильном рынке. Прежде аналогичная ситуация складывалась в 2013 году, когда количество грузового подвижного состава в стране превысило 1,2 миллиона единиц. После правительственного запрета на эксплуатацию вагонов без ремонта за три года списали 214 тысяч вагонов, при этом закуплено было всего 58 тысяч штук.

С ростом погрузки на РЖД (в основном за счет угля) возник острый спрос на грузовой подвижной состав, спровоцировавший дефицит полувагонов и рост арендных ставок на них. В 2016 году кабмин выделил производителям вагонов 7 миллиардов рублей субсидий, в последующие годы сумма господдержки значительно уменьшилась. Вместе с тем в 2019 году вновь обозначился профицит вагонов.

Вагоностроители рассчитывали на внедрение системы trade-in при покупке инновационных вагонов, но идею отклонил Минпромторг, сообщает "Уралинформбюро".

Сейчас грузоперевозчики предпочитают брать вагоны в лизинг или перекупать их друг у друга, что выходит дешевле приобретения нового парка. Только находящиеся во владении ФГК 137,3 тысячи вагонов с лихвой перекрывают спрос на рынке.

Между тем Уралвагонзавод даже в условиях отсутствия заказов на вагоны не будет останавливать их производство, иначе встанет и выпуск военной продукции. Вероятнее всего, новые колесные емкости будут отгонять в тупики, считают эксперты.

По словам главного редактора журнала "Арсенал Отечества" полковника запаса Виктора Мураховского, УВЗ выживает за счет гособоронзаказа и экспортных поставок.

Кроме того, по данным РБК, правительство намерено помочь предприятию реструктурировать взятые ранее в ВТБ кредиты до конца 2029 года. УВЗ заключил с ВТБ кредитные соглашения в 2016–2017 годах. Займы были обеспечены государственной гарантией.

Корпорация "Уралвагонзавод" специализируется на производстве инновационных вагонов, а также выпускает полувагоны, цистерны, платформы и вагоны-хопперы. Кроме того, это единственный в России производитель танков, в том числе Т-14 "Армата".

Пресс-служба ГК Ростех:

- Рынок вагоностроения, действительно, столкнулся с определенными трудностями в связи с пандемией и текущей экономической ситуацией. Вместе с тем не надо сгущать краски, ничего фатального не происходит, ситуация контролируемая. УВЗ работает, производит и поставляет продукцию, идут переговоры с заказчиками. С государством обсуждаются шаги, необходимые для ее поддержки и развития вагоностроения в этот сложный период. Ростех, безусловно, активно участвует в этой работе и делает все, чтобы отрасль была обеспечена заказами на перспективу.

Актуальное