Полпред Цуканов назвал недостаточной борьбу с отмыванием денег в УрФО

И пригрозил Америкой.

В марте 2019 года в России пройдет 4-й раунд взаимных оценок Группой разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). Межправительственная организация будет оценивать эффективность российской антиотмывочной системы. Подготовка к работе оценочной комиссии ведется во всех субъектах РФ.

В рамках этой работы в Екатеринбурге 25 июля состоялось координационное совещание полпреда президента в УрФО Николая Цуканова с представителями правоохранительных и надзорных органов. Совместно с заместителем директора – статс-секретарем Росфинмониторинга Павлом Ливадным он рассказал о плюсах и "тонких местах" российский антиотмывочной системы, а также призвал коллег усилить работу в этом направлении, передает "Уралинформбюро".

Николай Цуканов заявил, что от результатов проверки будет зависеть не только престиж России на международной арене, но и состояние национальной антиотмывочной системы. "Хочу напомнить, что вице-президентом ФАТФ является представитель США, поэтому можно с уверенностью спрогнозировать повышенное внимание со стороны международных экспертов к России в ходе запланированной оценки", - сказал полпред, подчеркнув, что проверяться будет эффективность деятельности всех участников антиотмывочной системы. При этом однозначного ответа на вопрос, насколько эффективно работают антиотмывочные законы в России, сегодня нет.


По словам полпреда Николая Цуканова, антиотмывочная система в УрФО работает недостаточно эффективно. Фото: uralfo.gov.ru

"В фокусе экспертов будет результат по ликвидации рисков отмывания денег. Рассматриваться будут такие направления, как востребованность правоохранительными и надзорными ведомствами результатов финансовых расследований, проведение расследований по отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, конфискация преступных доходов и средств совершения преступления", - сообщил Цуканов. Он добавил, что информация, поступившая к сегодняшнему совещанию, "говорит о недостаточной работе антиотмывочной системы в УрФО".

Так, по словам полпреда, имеющийся потенциал финансовой разведки используется не в полной мере. По материалам финансовых расследований, проведенных межрегиональным управлением Росфинмониторинга по УФО в первом полугодии 2018 года, возбуждено 71 уголовное дело. Из них по фактам ликвидации денежных средств – только 6 дел, это менее 1% от числа всех финансовых расследований. При этом конфискация арестованных денежных средств и иного имущества судами федерального округа не применялась совсем.

По материалам Росфинмониторинга по УФО возбуждено 71 уголовное дело. Из них по фактам ликвидации денежных средств – только 6.

Заместитель директора Росфинмониторинга Павел Ливадный сообщил участникам совещания, что президент РФ 30 мая утвердил концепцию развития системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В основе концепции - классификация из 5 зон рисков.

"Прежде всего имеются в виду риски в финансовой сфере, риски, связанные с расходованием бюджетных средств, коррупционные риски, увязанные с двумя предыдущими, риски финансирования терроризма и риски в сфере незаконного оборота наркотиков", - сообщил Ливадный.

Он подчеркнул, что следует максимально снизить уровень указанных рисков, с одной стороны, и, с другой, показать ФАФТ эффективность действующей антиотмывочной системы.


Замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный призвал коллег "не упасть в грязь лицом". Фото: fedsfm.ru

"Российская система на международной арене выглядит достаточно хорошо. Мы пользуемся уважением, активно участвуем в работе ФАФТ, нам удается проводить наши инициативы таким образом, что наши коллеги из других стран и прежде всего из известного государства даже иногда оказываются аутсайдерами. Однако оценка ФАФТ должна показывать международному сообществу, насколько наши дела соответствуют нашим словам. Мы не можем позволить себе упасть в грязь лицом", - заявил Ливадный.

Он напомнил участникам совещания, что основная цель работы антиотмывочной системы – это лишение преступника дохода, полученного от совершения противоправных действий, от внедрения этих средств в легальную финансовую систему. По словам Ливадного, сложившаяся в России система носит профилактический, заградительный характер. Однако криминологическая обстановка показывает, что элемент профилактики срабатывает далеко не всегда. "Можно вспомнить громкие криминальные дела, связанные с коррупцией, или наличие в руках криминальных элементов большого объема денежных средств и иных активов", - сказал замдиректора Росфинмониторинга.

Конфискации по делам, связанным с экономическими преступлениями через отмывание денег, практически не производятся

Павел Ливадный отметил, что ответственность, установленная уголовным кодексом РФ, не предусматривает, как правило, конфискации преступных доходов. В связи с этим посадка криминальных элементов отнюдь не решает проблему использования криминальных доходов.

"Количество дел, возбужденных, расследованных и закончившихся обвинительным приговорами, идет по ниспадающей. Их количество и качество не могут соответствовать криминологической ситуации. Мы должны решать это. Наше дело – четко, жестко скоординировать нашу работу по надлежащему расследованию этих уголовных дел. Также мы должны признать, что конфискация по делам, связанным с экономическими преступлениями через отмывание, практически отсутствует. Сказать, что конфискация является приоритетом деятельности правоохранительной системы, что требуется нашими международными коллегами в качестве показателя эффективной работы, мы не можем", - сказал Ливадный. При этом надлежащий уровень конфискаций, по его словам, необходим и для пополнения госбюджета в "эти сложные исторические моменты".

Он также призвал усилить надзорную деятельность. "Особенно важно, с точки зрения ФАФТ, установление финансовыми институтами, а также другими субъектами антиотмывочной деятельности среди своих клиентов бенефициарных владельцев бизнесов, то есть физических лиц. Важно повышение качества сообщений о подозрительных операциях, поступающих в Росфинмониторинг. Во всех этих моментах у нас также есть узкие места, которые необходимо до проведения проверки ФАФТ оптимизировать", - подчеркнул Ливадный.

Рассказав о минусах, замдиректора Росфинмониторинга вновь заявил, что в целом результаты российской антиотмывочной системы "впечатляют международное сообщество", особенно уровень координации, взаимодействия и единства органов, входящих в ее состав. "Но практическая составляющая может и должна быть лучше", - добавил он.

"У вас могло сложиться впечатление, что мы провалимся. Нет, это не так. У нас огромные достижения в части выстраивания, функционирования системы. Нам есть, что показать оценщикам. Я уверен, что, если мы оптимизируем работу, то сможем и оценщикам показать соответствующий уровень эффективности нашей системы, и получить хороший результат, который поможет РФ экономически и политически. Работа антиотмывочной системы – один из наиболее эффективных инструментов, который позволяет очистить экономику от криминала и от теневых средств. Давайте поможем нашей стране вместе", - призвал коллег Павел Ливадный.