Слабый рубль отправил иностранные авиакомпании восвояси

Без пассажиров.

Российскую экономику продолжает лихорадить. Курс рубля, падая, задел все отрасли без исключения. "Уралинформбюро" решило с помощью экспертов взглянуть на основные из них и понять, сможет ли экономика РФ реабилитироваться или самый черный день еще впереди.

Итак, авиация.

Девальвация рубля отвернула иностранных перевозчиков от России. С начала осени значительная часть авиакомпаний сократила число рейсов, а некоторые маршруты и вовсе закрыли.

Как сообщил "Уралинформбюро" ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов, во всем виновато снижение доходов населения. Продолжающийся кризис и резкие колебания курса рубля привели к тому, что поездки за границу стали многим не по карману. Правда, отталкивает россиян от отпуска за границей не столько цена авиабилета, сколько общая стоимость путешествия.

Помимо экономических факторов, сыграли свою роль и политические. Взаимные санкции привели к ухудшению отношений между Россией и рядом стран и, как следствие, отказу от взаимных поездок. На стоимости авиабилетов отсутствие на рынке ряда компаний-иностранцев кардинально не скажется. "У перевозчиков есть расходы, которые никак нельзя сократить: налоги, платежи за технику, аэропортовое обслуживание, зарплата сотрудников. Поэтому им проще уйти с рынка или сократить часть бизнеса, чем понизить стоимость авиабилетов", - отметил Д.Баранов.

Похожая ситуация и у российских перевозчиков. Они тоже отказываются от вылетов в зарубежные страны. Впрочем, как уверяет независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко, пассажиропоток в первой половине текущего года у них провис куда меньше, чем у иностранцев (15-20% к 25-30%). "Поскольку после сокращения провозных емкостей зарубежными перевозчиками пассажиры мигом пересели на самолеты российских авиакомпаний", - пояснил эксперт.

Однако зарубежные перевозчики все равно в более выгодном положении. "Большинство иностранных авиакомпаний, которые летали и летают в Россию, - крупные перевозчики с диверсифицированными рынками. Для них Россия – 0,5-1% от пассажиропотока. У них есть возможность распределять провозную емкость, которую они раньше направляли в Россию, на другие рынки, на которых более стабильный спрос. К примеру, упал спрос в Москве, вместо Airbus А-380 они поставили менее вместительный Boeing-777. А А-380 отправили, например, в Австралию", - заявил эксперт "Уралинформбюро".

У российских авиакомпаний таких возможностей нет. "Эмирейтс" может летать из Дубая в Мельбурн или Сидней. Air Berlin может поставить на любом маршруте из Цюриха, например, в Испанию и Португалию. А куда российские компании могут поставить свои большие самолеты? К забору - не вариант. У забора он тоже будет не бесплатно стоять. Ежемесячно будут начисляться деньги за обслуживание, капать лизинговые платежи и так далее. Поэтому если доходы от рейса выше, чем переменные издержки, им все же выгодно летать, чем стоять. Если все совсем плохо, то тогда, конечно, выгоднее поставить самолет", - говорит А.Крамаренко.

По мнению экспертов, какое количество иностранных компаний задержится в России, будет зависеть от курса рубля. "Если в следующем году ситуация не улучшится, то иностранцы продолжат сокращать свои провозные емкости. Для иностранных авиакомпаний с большим пассажиропотоком – Россия незначительный рынок, он им интересен пока он растет, как только он упал, они будут переключать самолеты на те рынки, которые растут и, соответственно, приносят большую рентабельность", - отметил А.Крамаренко.