Российское авторское общество поссорилось с филармониями из-за классиков

РАО начало судебные тяжбы с Московской, Самарской, Свердловской и Нижнетагильской филармониями из-за авторских вознаграждений.

Яблоком раздора стала методика начисления выплат. Почву для разногласий дали законодательные нестыковки. Постановление Правительства РФ № 218 1994 года предписало взимать авторские вознаграждения в смешанных концертах со всей выручки. В Гражданском же кодексе прописано, что произведения композиторов, с момента смерти которых прошло более 70 лет, могут исполняться без уплаты авторских отчислений. Однако с филармоний все это время брали деньги по полной программе, несмотря на то, что под сборы автоматически попадали неохраняемые произведения, за которые платить никто не обязан. Как пояснила "Уралинформбюро" замдиректора Свердловской филармонии Наталия Штерн, возникла абсурдная ситуация: современный автор мог звучать в программе всего пять минут, а сборы за исполнение произведения шли с выручки часового концерта. 

Филармонии, устав платить за Моцарта и Баха неизвестно в чей карман, инициировали внедрение новой системы платежей. Совместно с Союзом концертных организаций России была разработана схема, по которой отчисления автору шли в зависимости от хронометража его произведения, исполненного на сцене. Новая методика была одобрена Минкультуры РФ и рекомендована им к использованию в РАО. По словам Н.Штерн, платежи по ней велись весь прошлый концертный сезон - по составляемым филармонией рапортичкам из РАО присылали расчетные листы. Однако после года работы по такой схеме общество вдруг решило выставить счет за недосдачу исходя из прежней методики начислений.

Полномочный представитель РАО в УрФО и Пермском крае Алексей Звонарев пояснил "Уралинформбюро": "Закон есть закон. Плох он или хорош, его никто не отменял, и все обязаны его исполнять". По расчетам РАО, недоимка со Свердловской  филармонии составляет 350 тысяч рублей, Нижнетагильской - чуть менее 70 тысяч. С учетом пени ответчикам насчитали 700 и 160 тысяч рублей задолженности.

По словам директора Нижнетагильской филармонии Анны Горнаковой, им счета из РАО вообще перестали приходить, как только они стали отсылать рапортички по новой методике, а не имея на руках документов, муниципальное учреждение вообще не могло ничего оплатить. Как подчеркнула Н.Штерн, новая система расчета позволяет справедливо насчитывать вознаграждения каждому автору, по старой же схеме непонятно, кому шли отчисления за давно умерших классиков. В РАО разъяснения по этому поводу филармониям давать отказываются.