Посмертное право на справедливость

45 тысяч евро получит югорчанка в качестве компенсации за ужасную смерть сына в армии.

Это не окупающее вину признание армейского бардака в России - самое малое, что мог сделать фонд "Право матери", отстаивавший дело Светланы Путинцевой в Европейском суде по правам человека.

Неравная борьба за правду шла восемь лет. 

Валерий Путинцев из Югры, призванный на службу в 2001 году, отдавал долг Родине в в/ч №40250 Ужурского гарнизона. Как рассказали "Уралинформбюро" в благотворительном фонде, мать сумела в одиночку вырастить из сына настоящего мужчину - несмотря на целый букет болезней, который гарантировал "белый билет", Валерий все же рвался отдать долг Родине. Однако на деле он вплотную столкнулся со всем известной обратной стороной медали - виновниками армейского беспредела он считал офицеров, которых в письмах называл не иначе как шакалами. Кстати, своей бабушке он писал из армии отдельные послания, беспокоясь за ее здоровье. 

Спустя полгода "неуставной" службы "дедам" Валера попал в неврологическое отделение, откуда заваливал маму просьбами оформить ему вызов. Из госпиталя его перевели в другую часть - №39982, однако и там его довели до побега. Пойманный дезертир получил десять суток гауптвахты. Не находившая себе места мать позвонила командиру части подполковнику Ю.Бутову, предупредив, что приедет разбираться на месте. На что офицер "успокоил" ее, что умеет бить так, чтобы не оставлять следов побоев. Позже он сам позвонил матери Валеры и рассказал, что ее сын с гауптвахты попросился к врачу, а когда его вели под конвоем из медсанчасти якобы оттолкнул конвойного и побежал, крикнув: "А вот теперь я посмотрю, как ты будешь стрелять мне в спину!" 

Как было на самом деле - неизвестно, факт в том, что Валера действительно получил тяжелейшее ранение с повреждением костей и органов малого таза. Солдат потерял много крови и долгое время ждал помощи. Когда его доставили вертолетом в Красноярск, где обеспечили переливание крови - организм ее уже отторгал. В военной части на все мольбы матери о помощи сказали как отрезали - лишней крови, чтобы спасти ее сына, у них нет.  Когда Светлана Путинцева увидела Валеру в больнице, на его обескровленном лице "сияли" синяки - она попросила засвидетельствовать факты побоев, но на нее закричали: "Да что вы говорите, мама? Ведь он умирает, а вы о каких-то синяках!..." У молодого человека один за другим отказали внутренние органы - последним остановилось сердце. 

В одном из Валериных писем были и такие строки: "Я не очень рассчитывал на их "офицерскую" помощь. Они способны лишь на несправедливые унижения, и то, что когда к ним поворачиваешься лицом, то в ответ видишь большую зажранную задницу!" 

10 мая 2012 года Европейский суд по правам человека вынес постановление по жалобе, поданной фондом "Право Матери" в защиту Светланы Путинцевой еще в 2004 году. Европейские служители Фемиды признали, что Россия нарушила право Валерия Путинцева на жизнь, предусмотренное статьей 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Российскую Федерацию обязали выплатить матери погибшего 45 тысяч евро (более 1 миллиона 755 тысяч рублей) в качестве компенсации. Суд признал, что караульный - младший сержант Луговой открыл огонь по заведомо безоружному, когда обстоятельства не требовали применения крайних мер.  

Это первое дело, по которому Евросуд признал Российскую Федерацию виновной в гибели призывника в армии. Своей очереди ожидают еще несколько жалоб, поданных Фондом "Право Матери" в интересах родителей погибших солдат.

Еще в сюжете: Произвол в погонах