Вуз или контора по выдаче дипломов?

В 2012 году реформа встряхнула систему российского образования впервые за последние 20 лет.

Революция, призванная вывести эту сферу на современный уровень, как водится, не обошлась без издержек.

Как рассказал "Уралинформбюро" ректор Уральского государственного экономического университета Михаил Федоров, первым ключевым моментом стал мониторинг вузов, обозначивший заведения с признаками неэффективности. Сама цель дифференциации благая, другое дело, что к ее методике остается множество вопросов. В результате в "красной зоне" оказались УралГАХА и Екатеринбургский театральный институт. И если первому вузу удалось отстоять свое право называться эффективным, со вторым, хотя его репутация в России не требует подкрепления, дело затянулось.

По словам ректора Театрального института Владимира Бабенко, вуз был вынужден искать поддержки у области и разработать программу оптимизации. Там пришлось переворачивать буквально каждую строчку, чтобы найти обходные пути - законодательство не позволяет региону финансировать федеральные вузы. В итоге ЕГТИ получит небольшую областную лепту, а взамен будет активнее представлять свои таланты на региональных площадках. 

Но впереди у театралов - очередная проверка сверху. И вновь она не учитывает особенности кузницы талантов, которой опять придется примерять на себя роль оправдывающегося. "Нас будут трясти, пока не вытрясут из нас всю душу", - заключил В.Бабенко.

По его словам, творческий вуз - это очень костный и в то же самое время хрупкий организм: там все держится на творческих личностях, фигурах, так называемых мастерах, вокруг которых создаются своеобразные школы. Как только уходит мастер - образуется вакуум. Если этот организм полностью ставить на коммерческие рельсы, то он попросту потеряет смысл. "Лучше уж просто тогда закрыть", - считает В.Бабенко.

Он задается вопросом, почему под такой массированный удар попали проверенные временем вузы, а коммерческие заведения, к которым у всех есть множество вопросов, остались в стороне. Только 15% из них согласились на проверку, 58% оказались в "красной зоне". При этом почему-то коммерческим вузам начали раздавать бюджетные места. По мнению ректора УрГЭУ, это не что иное, как лоббирование чьих-то узких интересов. У 99% этих "контор по выдаче госдипломов" нет полноценной базы для подготовки студентов.

Как считает М.Федоров, необходимо выстраивать региональную систему образования - чтобы готовить специалистов с учетом специфики и потребностей конкретной территории. Преобразования в системе образования требуются, но задача - не допустить произвольного реформирования сверху. В целом происходящие перемены, хотя и неоднозначны, но в свете интеграции в мировые процессы неизбежны, считает М.Федоров. Однако внедрение требует максимально взвешенного и индивидуального подхода. Та же система ЕГЭ не оправдала себе в творческих вузах.

По словам ректора УралГАХА Сергея Постникова, абитуриент с отличными баллами по ЕГЭ и посредственными творческими способностями может оттеснить того, кто прекрасно проявил свой талант на ключевых экзаменах - по рисунку и композиции. Как показала практика, ЕГЭ порождает своего рода натаскивание, автоматическую постановку галочек. С другой стороны, вся европейская система построена на тестировании, и хотя бы один ее неоспоримый плюс в том, что она избавила от "ходоков", обивавших пороги своих знакомых в вузах с целью протолкнуться на бюджетные места.