Небесная кухня

В объективе "Уралинформбюро".

Индейка с абрикосами, куриное филе в тропическом фреше, судак в медово-грейпфрутовой карамели, десерты "Звездное небо" и "Серпантин"… Такими яствами сегодня потчуют авиакомпании своих пассажиров, вылетающих из аэропорта Кольцово. Высокая кухня, одним словом. Ничего общего с "перекусами".

Готовит и формирует обеды для путешественников служба кейтеринга екатеринбургского авиаузла. Здание площадью 2000 квадратных метров для "небесной" кухни построили еще 10 лет назад - в 2005 году.

Попасть сюда непросто. Здание расположено в режимной зоне, поэтому вход в него только через КПП. 

Как сообщила "Уралинформбюро" гендиректор ООО "Кейтеринг "Кольцово" Анжелика Шлыкова, производственные мощности предприятия рассчитаны на 25 тысяч рационов в сутки. Однако сегодня повара цеха жарят и парят лишь около 5-7 тысяч рационов по заказу порядка 20 крупных авиакомпаний, постоянно летающих из столицы Урала. Готовы и больше, но в сложной экономической ситуации многие перевозчики стали сокращать "паек" для пассажиров.

Всего услугами службы кейтеринга аэропорта Кольцово в течение года пользуются около 50 перевозчиков. При этом, как подчеркивает А.Шлыкова, разносолы, приготовленные заботливыми руками более 70 поваров Кольцово, с удовольствием вкушают даже vip-клиенты. 

Ассортимент блюд обновляется 2 раза в год – весной и осенью. Пассажиров бизнес- и экономкласса потчуют "по кошельку". Рацион в "экономе" обходится авиакомпаниям в среднем в 180-230 рублей на человека. При этом требования к составу порций и весу блюд у всех свои. Например, у одной из компаний, входящих в топ-5 российских перевозчиков, мясная закуска должна быть 90 граммов и насчитывать 3 наименования деликатесов, исключая свинину. У другой - на завтрак обязательны каша, блюда из яиц и творога. Всего около 20 спецификаций.

Кроме того, некоторые авиакомпании при подготовке рейса к вылету ориентируются на вкусовые предпочтения своих пассажиров, поэтому в самолет могут поставить и вегетарианское, и мусульманское, и детское питание.

Все продукты, из которых готовят еду, расфасованы и хранятся более чем в 15 холодильниках, ларях и складах. Температурный режим во всех разный  – от плюс 2 до минус 18 градусов. При необходимости сухой склад легко можно превратить в настоящий морозильник.

Фрукты и овощи после получения перебирают и перекладывают в чистые  корзины, только после этого с продуктами начинают работать повара кейтеринга.

Суточный запас продуктов горячего цеха распределяется по 3 камерам, в каждой из которых поддерживаются нужная температура и влажность.

Мясо, из которого будут готовить блюда для пассажиров, размораживают неторопливо – в течение 72 часов в специальных дефростационных камерах. Так оно практически не отдает влаги и сохраняет все полезные свойства. Готовить блюда из "охлажденки" запрещено. Нельзя будет отведать в полете и блюда со специями, из фарша, субпродуктов, а также кремовые пирожные. Не докладывают в порции и соль, так как в воздухе меняются вкусовые ощущения и даже самая обычная пища может показаться пересоленной.

Разделывают мясо и рыбу в отдельном помещении. Для каждого вида – своя доска и нож со специальной цветной маркировкой, путаницы в "воздушной" кулинарии быть не должно.

Помимо этого, вся продукция еще и маркируется в зависимости от дня недели - когда она была приготовлена, разделана или помещена на разморозку. Это обеспечивает двойной контроль качества.

Сырые продукты никогда не "пересекаются" в одном помещении с холодными закусками или готовыми блюдами.

В горячем цехе все блюда готовят в пароконвектомах. В этих огромных машинах, больше напомнающих огромные микроволновки, можно задать любое время готовки, температуру (птица к примеру готовится при 130 градусах – прим. ред.), вариант гриля, конвекцию или жарку. А можно ограничиться и просто приготовлением блюда на пару.

За один раз в чудо-печь загружается около 200 порций. Порция горячего, как правило, - 110 граммов.

На фото - начальник смены производственной службы Лариса Ершова.

Сразу из пароконвектомата тележка с едой попадает в шоковый холодильник, где за 30 минут температура блюда опускается с плюс 85 до плюс 5 градусов. Такой вариант позволяет обеспечить безопасность приготовленного блюда в течение ближайших 12 часов.

Затем готовые порции раскладывают по касалеткам (фарфоровые плошки – для бизнес-класса и фольгированные для экономкласса - прим.ред.) и украшают. 

Для членов экипажей готовят особое меню. Командир воздушного судна и второй пилот в целях безопасности всегда едят разные блюда. Если первый ест мясо, то второй - рыбу. То же самое с гарнирами и фруктами. Запрещено готовить для летного персонала блюда из бобовых.

В кондитерском цехе вручную ежесуточно стряпаются миллионы пирожков.

В отделе сервировки работники цеха бортового питания споро раскладывают все разносолы на подносы, предварительно уложив "тормозную" салфетку (не дает розеткам скользить по подносу - прим.ред.), и упаковывают.

При этом каждая авиакомпания сама определяет, чем будет укомплектован поднос с едой и где и каким образом на нем будут размещены кружки и продукты.

При корреспондентах "Уралинформбюро" комплектовали горячий завтрак для одной из авиакомпаний. На подносе стояли красные кружечки, из съестного – йогурт и рулет-серпантин. К ним в придачу пирожок.

В случае многочасовой задержки рейса заготовленное питание отвозят пассажирам, томящимся в терминалах, а повара быстро готовят новые блюда, которыми затем накормят путешественников в полете.

Как только все рационы укомплектованы, их грузят в телеги и отвозят в специальные диспетчерские холодильники, а оттуда их вместе с напитками, пледами и прочим инвентарем забирают спецмашины предприятия и с помощью автолифтов поднимают на борт. 

В ближайшее время передовой опыт службы кейтеринга Кольцово, по словам А.Шлыковой, будет внедрен на других объектах группы "Аэропорты Регионов". Первая на очереди - воздушная гавань Ростова-на-Дону.

Подготовили Ольга КАРПОВА, София МУХАМЕДЬЯНОВА

Еще в сюжете: Спецпроект

Актуальное