Екатеринбургу прописали маршрутную диету

Иностранного производства.

Екатеринбург стоит на пороге транспортной революции. В ближайшие несколько лет существующую сеть из автобусов, трамваев и троллейбусов "сломают" и заменят новой, более эффективной. Никакого хаоса при этом не будет. Станет только лучше - уверяют зарубежные специалисты Лука Гуала (Италия) и Джарретт Уокер (США). 

Каждый из экспертов по отдельности изучил существующую транспортную систему в городе, и оба пришли к одному выводу. Уральская столица - самый компактный миллионник России. И главная его ценность - пространство, которым Екатеринбург распоряжается крайне нерационально, создавая все условия для развития автомобильного транспорта в ущерб общественному, передает "Уралинформбюро".  

В качестве примера Лука Гуала приводит снимок одной из улиц. На нем - пробка, в которой стоят 2 автобуса и 46 машин. При этом в общественном транспорте людей на 22 человека больше, чем во всех вместе взятых автомобилях. 

Эффективность разных видов транспорта итальянец проиллюстрировал и цифрами. Так, пешеход, согласно его данным, занимает всего 1,3 квадратного метра драгоценного общественного пространства, пассажир автобуса - 4-5 "квадратов", а транспорта, пользующегося выделенными полосами, - 34 "квадрата", пассажир автомобиля "съедает" целых 66 квадратных метров. 

Таким образом, основная задача, которую должны поставить себе чиновники уральской столицы, чтобы сделать город более доступным и мобильным, - пересадить людей с личного на общественный транспорт. Сделать это можно лишь одним способом - улучшить автобусную, трамвайную и троллейбусную сети.

"Самый лучший способ изменить психологию людей, привыкших ездить по городу на личных автомобилях, - изменить ту ситуацию, в которой они находятся. Люди все-таки действуют рационально, исходя из тех возможностей, которыми они обладают. Лучший способ изменить их поведение не в том, чтобы менять их сознание, а в том, чтобы изменить набор доступных им возможностей. Изучив транспортную систему вашего города, я думаю, что если бы я жил здесь, то купил бы машину. Потому что есть много вещей, которые не может решить общественный транспорт", - прокомментировал американец.

Над этой задачей сейчас как раз и работает Джарретт Уокер совместно с екатеринбургской компанией "Город PRO". В основу своего проекта иностранец ставит систему пересадок. Специалист предлагает сформировать единую автобусно-трамвайно-троллейбусную сеть, чтобы люди могли "прыгать" с одного вида транспорта на другой и быстрее добираться до нужного места. И вместо 15-20 минут на остановках им придется ждать только 5-7.  

Начать "реформу" предлагается с трамваев - самого популярного транспорта у горожан. Один из вариантов - оставить вместо 30 маршрутов электротранспорта 9, не убавляя при этом количество вагонов. Расписание отменят, вместо этого понятия появляется другое - интервал (равномерное распределение транспорта на линии).

"Например, если водитель автобуса или другого транспортного средства видит, что он слишком близко находится от следующего или предыдущего состава на линии, он должен несколько задержаться, чтобы сохранить это равномерное распределение. В этом случае уже нет расписания как такового. И задача будет именно стоять в соблюдении интервалов", - поясняет Джарретт Уокер.

Как только появится линия с высокой частотой движения, которую большее количество людей будет находить для себя полезной, появится понимание того, где и как можно защитить общественный транспорт от пробок. "В этом случае существует множество инструментов. Это и выделенные полосы, и приоритет на светофорах", - делится американец.

Меньше вопросов будет и к рентабельности общественного транспорта. Если он будет перевозить больше пассажиров, то себестоимость перевозки станет ниже.

Правда, о переходе на самоокупаемость речи быть не может. Общественный транспорт - всегда и во всех странах субсидируемый.

"Потому что он конкурирует с субсидируемой государством системой бесплатных дорог для автомобилей. В случае, если бы вы брали плату со всех, кто пользуется парковками, как, например, это делается в Сан-Франциско, где цена парковки меняется динамически, в зависимости от того, как много людей хочет припарковаться в том или ином месте. И делалось бы то же самое для дорог, то есть был бы тариф за пользование дорогами. Только в этом случае можно было считать эту конкуренцию справедливой", - заявил Джаррет Уокер. 

После сокращения трамвайных маршрутов специалисты намерены заняться троллейбусными, затем автобусными и, наконец, маршрутками. Всего поэтапное внедрение проекта займет порядка 3 лет. Что касается частного транспорта, то этот процесс может затянуться. Все будет зависеть от сроков действия контрактов. Окончательный план изменений эксперты представят летом. 

Главная трудность, с которой могут столкнуться горожане в течение этих трех лет, - устаревшая система оплаты. Ее тоже придется менять, но в какой именно момент - непонятно. 

"Изменена она может быть следующим образом. То есть должен быть билет, позволяющий человеку ехать, например, 90 минут и пересаживаться неограниченное количество раз на любой вид транспорта и не платить за это дополнительно, потому что то, что представляет из себя тарифная политика сейчас, фактически отвращает людей от использования ресурса более эффективно. Она принуждает человека находиться в одном транспортном средстве как можно дольше", - рассказывает Джарретт Уокер. 

"В идеале уральская столица должна быть похожа на Милан", - считает итальянец Лука Гуала. Итальянец представил столицу в двух обликах - с точки зрения доступности и мобильности автомобильного транспорта и общественного. Второй вариант явно выигрывает. 

Актуальное