В Третьяковке обнародовали план по спасению "Ивана Грозного"

И объяснили отсутствие бронестекла.

28 мая в Третьяковской галерее собрали пресс-конференцию, на которой попытались разъяснить все темные места, связанные с актом вандализма в отношении картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года".

25 мая в 20.55 перед закрытием музея один из посетителей схватил стойку ограждения и несколькими ударами разбил стекло, защищавшее знаменитый шедевр, напоминает "Уралинформбюро".

"Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное – изображения лиц и рук царя и царевича – не пострадали", – говорится в официальном заявлении галереи по поводу случившегося. Злоумышленника задержала служба безопасности музея.

Работники учреждения рассказали, что сразу по окончании первичных оперативно-следственных мероприятий, реставраторы музея извлекли куски стекла, аккуратно вынули картину из рамы, после чего переместили работу в реставрационную мастерскую.

Почему полотно не было защищено специальным бронированным стеклом? На один из главных вопросов, волновавших после случившегося не только журналистов, ответила главный хранитель музея Татьяна Городкова. Выяснилось, в частности, что картина находилась за толстым немецким антибликовым стеклом, которое не предполагает наклеивание на него антивандальной пленки.


Фото: mkrf.ru

"Есть стекло в Японии антибликовое и антивандальное. Оно очень тяжелое, его невозможно вмонтировать в раму. Делают ниши в стенах для картин, поверх которых помещают антибликовое и антивандальной стекло. (...) Стоимость такого стекла - десятки, если не сотни тысяч евро. Мы можем обеспечить приобретение такого стекла, только опираясь на помощь партнеров", - приводит слова директора Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) Зельфиры Трегуловой "Интерфакс".

Теперь же, уверяют работники ГТГ галереи, картину будут хранить в специальном бронированном кейсе, а в ближайшее время будет изучена система установки капсульной рамы — такие уже не один год используются в Европе, пишет "Коммерсантъ". О том, будут ли усилены меры безопасности в отношении других шедевров не сообщается.

Ко всему прочему, "Иван Грозный" - одна из самых ценных работ в мировой коллекции живописи - не был застрахован, об этом со ссылкой на специалистов Третьяковки пишет ТАСС. Законодательство РФ требует страховать шедевры только в случае, если их вывозят за рубеж. Очевидно, что оплачивать страховку всех фондов целиком было бы слишком дорого, однако ряд музеев все же идет на такую меру по собственной инициативе с привлечением инвесторов, сообщил агентству один из экспертов.

Стоимость восстановления повреждений, нанесенных "Ивану Грозному", по разным оценкам, составит от 5 до 10 миллионов рублей. Свою помощь в реставрации галерее предложил Эрмитаж. Кроме того, Сбербанк уже пообещал оплатить все "реабилитационные" работы, а также профинансировать покупку специальных защитных коробов для картин из фондов музея.

Личность человека, напавшего на полотно Ильи Репина, установлена. Им оказался 37-летний житель Воронежа Игорь Подпорин. После его вопиющего поступка многие вспомнили, что столетие назад с этой картиной уже случалось нечто подобное. В 1913 году некий иконописец с возгласом "Довольно крови!" также трижды ударил шедевр ножом. После этого Репину пришлось заново выписывать на картине лица. Судя по показаниям современного искусствоборца, у его действий не было никакой идеологической изнанки:

"В восемь вечера зашел в буфет, хотел уже уходить, выпил сто грамм водки, – сообщил он следователям. – Водку не пью, вот и накрыло". Видеозапись с показаниями мужчины оказалась в распоряжении СМИ.

Вечером 27 мая Минкультуры РФ выпустило пресс-релиз, в котором заявило о своем намерении настаивать на максмально суровом наказании для вандала. В Минкульте напомнили, что по действующему законодательству уничтожение или повреждение объектов культурного наследия наказываются штрафом в размере до 3 миллионов рублей, либо обязательными работами на срок до 400 часов, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на это же время.

Также в министерстве подчеркнули, что число постов Росгвардии, которые охраняют галерею в настоящее время недостаточно. Чиновники от культуры уже несколько лет настаивают на увеличении численности охраны в российских музеях.

Еще в сюжете: Культуру - в массы!

Актуальное