Гражданская авиация Урала: от дирижаблей до Jumbo Jet

Гражданская авиация в СССР возникла в 1923 году, а на Урале пассажирские авиарейсы действуют с 1943 года.

Гражданский аэропорт появился в Свердловске в 1943 году, правда, полеты дирижаблей здесь начались на 7 лет раньше.

Аэродром Кольцово был создан в 1930 году как сугубо военный объект и в этом статусе успел попасть в мировую историю авиации, как место испытаний первого в мире истребителя (с установленным вооружением) с ракетным двигателем. 15 мая 1942 года лётчик-испытатель Григорий Бахчиванджи впервые поднял в воздух знаменитый БИ-1…

В 1943 году на территории военного аэродрома Кольцово был образован гражданский аэропорт Свердловск. Кстати, в том же году, по слухам, там приземлялся самолёт, на котором президент США Франклин Рузвельт возвращался домой из Тегерана.

Но еще за 7 лет до этого – осенью 1936 года между Москвой и Свердловском было налажено сообщение с помощью аппаратов легче воздуха. Несколько перелётов было совершено в рамках проекта по созданию первой в СССР коммерческой дирижабельной линии. На Уралмашзаводе даже была изготовлена причальная мачта для воздухоплавательных аппаратов. Крупнейший в стране дирижабль В6 "Осоавиахим" дважды прилетал в Свердловск из Москвы (время в пути – полтора суток), но в феврале 1938 года он потерпел катастрофу и проект закрылся.

Дальнейшее развитие гражданской авиации на Урале шло почти исключительно по пути эксплуатации машин тяжелее воздуха, передает "Уралинформбюро".

В 1943 году основным самолётом на гражданских линиях СССР был двухмоторный Ли-2 (лицензионная копия американского Douglas DC-3). В первое послевоенное десятилетие его активно потеснили сугубо отечественные машины - Ил-12 и Ил-14.

В последующие годы на линиях, связавших Свердловск с городами РСФСР, союзных республик и столицами стран Варшавского договора, работали все лайнеры, ставшие визитными карточками своих эпох. Это один из первых в мире гражданский реактивный лайнер Ту-104 (созданный на основе стратегического бомбардировщика Ту-16), его младший брат – турбовинтовой Ту-114, также ставший результатом конверсии военного Ту-95 (последний до сих пор находится на вооружении ВВС России). В архиве авиакомпании "Уральские авиалинии" сохранился уникальный снимок, на котором запечатлён первый прилёт Ту-114 в Кольцово.

Весьма нередким гостем в свердловском аэропорту был долгожитель Ил-18. Эта машина впервые увидела небо в 1959 году и до сих пор находится в эксплуатации в России и ряде других стран.

Определённый прорыв был совершён в 1984 году. В Кольцово завершилось строительство второй взлётно-посадочной полосы, позволившей принимать "советские аэробусы" Ил-86. С 1987 года широкофюзеляжные лайнеры стали регулярно приземляться в столице Среднего Урала.

В 2009 году длинна ВПП была увеличена, что позволило Кольцово принимать практически все классы воздушных судов. В частности, 14 июня того же года там впервые приземлился Jumbo Jet - Boeing 747. Как уже сообщало "Уралинформбюро", в настоящее время подобные лайнеры регулярно летают из Екатеринбурга в Бангкок.

В 2011 году число авиапассажиров аэропорта Кольцово впервые превысило трёхмиллионную отметку и составило 3,356 миллиона человек. А в течение 2012 года пассажиропоток вырос еще на 12,7% - до 3,783 миллиона человек. Сегодня воздушная гавань уральской столицы удерживает за собой пятое место в России по пассажиропотоку и количеству самолето-вылетов.

Актуальное