Стражники Tower of Koltsovo

Эксклюзивный репортаж "Уралинформбюро".

Сегодняшний Екатеринбург богат башнями. Небоскребы в центре мегаполиса соревнуются между собой за звание самого высокого. А состоятельные люди - за право жить в них.

Между тем в уральской столице есть уникальный Tower. Пусть и не высокий - 12 этажей, но попасть туда практически невозможно. Корреспонденты "Уралинформбюро" побывали в этой башне накануне Дня авиадиспетчера, отмечаемого в России 20 октября.  

Авиадиспетчеры, следящие за взлетом и посадкой лайнеров в екатеринбургском Кольцово, находятся на КДП-2, расположенном посередине терминального комплекса авиаузла. Высота башни от фундамента до верхней точки антенны составляет 53 метра. Рабочие места авиадиспетчеров расположены на отметке 42,5 метра.

В Tower, как называют ее сами диспетчеры, есть даже специальные люльки на тросах. В случае ЧС, когда будут заблокированы лифт и пожарные выходы, сотрудники смогут на них спуститься на землю.

Заступая на смену, каждый  диспетчер проходит медосмотр, где у него в том числе спросят, выспался ли он, проверят пульс и при необходимости давление.

Затем руководитель полетов проводит инструктаж, где проверяется готовность персонала к работе и разбираются недочеты, допущенные во время предыдущего дежурства, а также даются вводные о проводимых на аэродроме работах, VIP-рейсах и погодных условиях.

По словам начальника Екатеринбургского центра ОВД филиала "Аэронавигация Урала" Евгения Чеснокова, основные недочеты – неправильное произношение либо построение фразы на английском языке. Впрочем, за это журят не только авиадиспетчеров, но и пилотов. Некоторые летчики-иностранцы произносят слова с присущим им акцентом либо используют диалекты, что строго запрещено. Даже американцы и англичане, для которых язык родной, грешат неправильным построением фраз.

Из зала с большими окнами, где сидят "стражники", аэродром виден, как на ладони. Во время смены на вышке находится не менее 6 человек: руководитель полетов, старший диспетчер, диспетчер старта, диспетчер руления, диспетчер круга и другие.

Самая большая нагрузка - на диспетчере круга. Без его разрешения в Кольцово не заходит на посадку и не набирает высоту ни один самолет. Кроме того, он следит, чтобы лайнеры не залетали в запретные зоны (одна из таких - район Белоярской АЭС).

На экране его монитора фиксируются все самолеты, находящиеся  на высоте ниже 2000 метров  в радиусе 45 километров от Кольцово. Допустимый интервал между воздушными судами в зоне взлета и посадки – 5 километров. Как только он становится меньше, на пульте срабатывает сигнализация, оповещающая диспетчера об опасном сближении. И он должен их "развести". 

Садятся лайнеры в Кольцово, как правило, при видимости более 800 метров и уровне облачности выше 60 метров. По стандарту ИКАО это 1-я категория. Диспетчер информирует экипаж о погоде, но окончательное решение о посадке принимает командир воздушного судна.

По словам Евгения Чеснокова, чтобы принимать суда в условиях меньшей видимости, аэродром должен быть оборудован по последнему слову техники: специальное светооборудование, локатор обзора летного поля и многое другое. После модернизации ВПП-2 (полоса закрыта на реконструкцию до конца 2016 года – прим. ред.) и установки нового оборудования Кольцово сможет претендовать на повышение категории аэродрома и принимать воздушные суда в более сложных метеоусловиях. Это будет весьма кстати, учитывая, что рядом с аэродромом есть река и болота, из-за которых аэропорт периодически накрывает туманом.

Во время беседы с руководителем полетов Сергеем Коломейцевым на посадку заходит самолет "Аэрофлота", прилетевший в Екатеринбург из Москвы. На глиссаде (предпосадочной прямой) его "принимает" диспетчер старта. 

Движение самолета непосредственно по территории аэродрома контролирует диспетчер руления. У каждой рулежной дорожки свое название – "альфа" (А), "браво" (B), "чарли" (C)...  

Кроме прилетевших бортов этот диспетчер занят и вылетом. Он дает "добро" на запуск двигателей и буксировку лайнера, а также информирует экипаж об условиях и маршруте движения по аэродрому и орнитологической обстановке.

Страхует авиадиспетчеров руководитель полетов Сергей Коломейцев. Он следит за переговорами Tower с экипажами, а также за обстановкой на летном поле и в воздухе. "Мы работаем без гарнитур, поэтому я прекрасно слышу все разговоры диспетчеров. При необходимости я всегда могу прослушать их переговоры. Если какая-то сложная обстановка в воздухе, то всегда подхожу к диспетчеру и слежу за тем, что он делает", - рассказывает он.

Каждый диспетчер испытывает серьезные психоэмоциональные нагрузки. После каждых 2 часов работы им полагается 15-минутный отдых, когда можно и педали тренажера покрутить. А ночью даже есть возможность в течение одного часа вздремнуть в специальной комнате. 

На диспетчерской кухне с кофе-машиной соседствуют нарды…Что, впрочем, неудивительно, ведь диспетчер должен иметь мышление шахматиста, ум математика и хладнокровие испанского матадора...

Подготовили Ольга КАРПОВА, София МУХАМЕДЬЯНОВА

Еще в сюжете: Спецпроект

Актуальное