"На одном дыхании". В Екатеринбурге открылась выставка художника Алексея Ефремова

Алексей Ефремов показывает мазок, который нанес на картину митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений

О каждой группе работ автор рассказал подробно.

В Екатеринбурге 17 августа открылась большая выставка художника Алексея Ефремова. На ней горожанам представили завершенный пейзаж "Главный проспект", который Ефремов несколько дней на глазах у любопытствующих в режиме "за стеклом" писал в соавторстве с другом, художником Александром Ремезовым.

Свой след на этом огромном полотне размером пять на два метра оставили даже митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений и мэр Екатеринбурга Алексей Орлов. Эта историческая работа – подарок к 300-летию Екатеринбурга, сообщает "Уралинформбюро".

Алексей Ефремов не раз признавался, что не мыслит одной работой, а думает сразу сериями картин, а то и выставками. Поэтому у сегодняшней важной, этапной для художника экспозиции – еще бы, она посвящена его 60-летию и 300-летию любимого им города, – есть четкая концепция.

Называется экспозиция емко – "На одном дыхании", очевидно, это – о прошедших годах. Все представленные в галерее "Главный проспект" работы (можно назвать их условно "золотые хиты" в портфолио художника) поделены на 12 разделов. К каждому из них соавтор выставки поэт и писатель Вадим Осипов сделал аннотации, написанные на основе бесед с Ефремовым. Почти половина работ имеет литературное сопровождение – с картинами соседствуют его же стихи и проза.

Уктус – место силы художника

"Все яркие впечатления – запахи, звуки, чувства, – они все идут из детства. И эти мои детские впечатления – они во многом связаны с Уктусом, с Уктусскими горами, причем зимними. Лет с пяти папа, мастер спорта по лыжам, брал меня на лыжные прогулки. Позднее мы проходили по 15–20 километров, до Нижне-Исетска и обратно, и для меня было важно, чтобы я пришел домой и сказал маме: "А я сегодня не упал!" [...] Уктус – для меня это зима, укутанные снегом дома, которые жмутся друг к другу под одним одеялом, чтобы не замерзнуть. Я так и говорю: "На берегу Патрушихи нужно рисовать сердцем", – рассказал художник, комментируя группу работ, созданных на Уктусе.

Если говорить о семье, в юбилейной выставке традиционно принимают участие дочь Алексея Ефремова Анна, выпускница Уральского архитектурно-художественного университета, и его отец – в прошлом архитектор, оба они также занимаются живописью.


Семья Ефремовых и учредитель МИЦ "Главный проспект" Олег Гусев

"Из 300 лет существования Екатеринбурга семья Ефремовых более ста лет имеет с ним одну биографию. Валентину Михайловичу Ефремову уже 91, Алексею Валентиновичу 60, а Анне Ефремовой – 23 года. Всех их связывает любовь к изобразительному искусству, живописи и родному краю. Неоспоримо творческое влияние авторов друг на друга, от отца к сыну, от сына к дочери", – гласит преамбула вернисажа.

Городской романс – прогулка по старому городу

Ефремова давно и заслуженно считают летописцем уходящего Екатеринбурга. Старые городские особняки с осыпающейся кладкой, заросшие крапивой и лопухом – его любимый сюжет. Снесут эти дома, но они сохранятся на его картинах.

"С каждым старинным домом связаны какие-то истории, которые рассказывают наши краеведы. [...] У меня есть и своя собственная история, связанная с улицей Розы Люксембург. Здесь немало интересных объектов – дом Железнова, усадьба Панфиловых, пивоваренный завод Гребеньковой. Однажды работал, и какая-то юная особа рядом со мной сообщила по телефону, что живет на улице "Розы Люксембурга"! Для нее, не отягощенной знанием истории, это было абсолютно цветочное название, что-то вроде "Фиалок Монмартра" или "Тюльпанов Амстердама". А я подумал, что сама улица действительно похожа на драгоценный цветок, тем более что у жены Алексея Афиногеновича Железнова когда-то здесь были прекрасные оранжереи, куда привозили из-за границы экзотические гиацинты", – рассказывал художник Вадиму Осипову.

Времена жизни

Отдельной группой представлены пейзажи, в которых Ефремову нередко удается передать какой-то особенный свет. Рядом с каждой картиной размещены созвучные стихи.

"Сюжеты моих картин, связанные с природой, всегда наполнены лирическим содержанием. И не случайно рядом с каждым произведением уместны стихи Вадима Осипова. И это уже существовавшие, а не специально написанные для альбома стихи, которые удивительно гармонично совпали по тональности и смыслу с живописью", – пояснил художник.

Православные святыни

Художник за свою творческую карьеру совершил много, назовем их условно, "живописных паломничеств". Результатом таких поездок стала серия потрясающе тонкой графики.

"Это – старое Усолье, разрушенный храм. Говорят, что господь посылает ангела в каждый построенный храм, это – послушание до скончания века, ангел не может покинуть место своего служения. Даже когда храм стоит в руинах, ангел стоит и плачет, невидимый нашим плотским оком. На меня это действует, меня волнует эта история, и я сделал вот такую работу. Здесь есть ангел – то ли он нарисован, то ли материализовался…" – рассказал мастер о сюжете этой работы.

Верхотурье

Отдельное любимое направление для пленэра – уральская святая земля Верхотурье.

"Тридцать-сорок лет назад Верхотурье сохраняло провинциальный уклад с деревянными тротуарами, еще сохранились те дома, которые можно было заносить в книгу о деревянном зодчестве. Сама картинка в Верхотурье была патриархальной, как из 19 века. И этот камень Троицкий, и этот висячий мост. И река Тура, то полная, то мелкая… Начинаешь писать, и тонешь по колено, потому что открыли плотину. Кремль был тогда еще без крепостных стен и башен.

Я помню бесконечные "Здравствуйте!" – если ты встретился с незнакомым человеком взглядом, с тобой здороваются. С тех пор изменились и люди, и дома, обезличенные сайдингом и металлопрофилем. А был период, когда голодные дети просили милостыню, и там невозможно было пройти, они облепляли приезжих: "Дайте на хлеб!" – вспоминает автор и тут же отмечает: "Верхотурье каждый раз эмоционально влияет на меня".

Стоит отметить, работы художника, созданные в традиции русской реалистической живописи, обычно мгновенно раскупаются, поэтому сегодня они рассредоточены по частным коллекциям. Увидеть избранные из них в одном пространстве – пожалуй, эту возможность можно назвать редкой.

Ранее "Уралинформбюро" публиковало большое интервью с Алексеем Ефремовым:

Выставка будет работать в галерее "Главный проспект" до конца лета.

Тексты аннотаций написаны Вадимом Осиповым.

Еще в сюжете: Творческая кухня