Мэрия Екатеринбурга избавляется от опасных свидетелей
Опасный свидетель
Волей судьбы этот коммунальный коммерсант превратился в «палочку-выручалочку» для правоохранительных органов, мечтающих вывести на чистую воду людей из окружения мэра Аркадия Чернецкого, и проклятием для городских чиновников, давно и основательно погрязших в коррупционном болоте.
А все из-за того, что в прошлом году Игорь Тюкин стал свидетелем по уголовному делу заместителя начальника Управления здравоохранения горадминистрации Александра Шастина, которому «светит» крупный срок за получение взятки, превышение полномочий и ограничение конкуренции с использованием своего служебного положения. С легкой руки последнего в 2003-2006 годах для муниципальных больниц были втридорога закуплены 1 новый и 3 старых компьютерных томографа Siemens. На приобретение всей техники было потрачено более 84 миллионов рублей, в то время как её реальная стоимость едва превышала 46 миллионов.
В чей именно карман попал "навар" от сделки, следователям установить так и не удалось. Тем не менее И.Тюкин предоставил правоохранителям ценную информацию, которая помогла понять схему осваивания чиновниками от медицины бюджетных средств.
Согласно его показаниям, начальник управления здравоохранения Александр Прудков и его близкий друг Павел Стафилов брали многомиллионные «откаты» от предпринимателей, получивших подряды на выполнение муниципальных заказов. Одним из таких объектов стала Центральная городская больница №7, на ремонте которой коррумпированные чиновники смогли заработать 12,5 миллиона рублей.
Пока эти данные пылятся в сейфах следователей. Но не исключено, что уже скоро грянет час «X», когда слова предпринимателя лягут в основу очередного громкого дела.
Вице-мэр идет в атаку
Предчувствуя проблемы, руководство мэрии предприняло отчаянную контратаку. Инструментом для мести стало Контрольно-ревизионное управление администрации Екатеринбурга.
Стоит отметить, что ревизоры КРУ - не грозные люди в погонах, которым открыты двери в любые структуры. Они имеют право проверять лишь учреждения, участвующие в реализации муниципальных бюджетных программ. Получить же доступ к документации коммерческих фирм они могут только с согласия их руководителей. Об этом знали и чиновники администрации, и Игорь Тюкин.
Проверка УК «Чкаловская» состоялась. Руководители мэрии попросили И.Тюкина впустить финансовых контролеров в святая-святых частного предприятия - бухгалтерию и получили на это согласие. Но свидетель по «делу томографов» даже не подозревал, чем обернется его доверчивость.
Ревизия показала, что у возглавляемой И.Тюкиным фирмы не все в порядке с финансовой дисциплиной. И это не удивительно. Идеальной бухгалтерской отчетностью и мирными отношениями с поставщиками не может похвастаться ни одна из управляющих компаний. В кризис, когда тысячи жильцов перебиваются с копейки на копейку и предпочитают экономить на квартплате, всем им приходиться жить в долг и расплачиваться с «Теплосетями», «Водоканалом» и другими подобными им структурами лишь по мере возможности. Нервная обстановка неминуемо приводит к бухгалтерским "ляпам".
Казалось бы, возникшую проблему можно было лишить полюбовно, пожурив нерадивое предприятие и дав ему срок на исправление допущенных ошибок. Но не тут то было. Большие люди в администрации города почувствовали запах «крови» и начали преследовать намеченную ими жертву.
В декабре 2008 года вице-мэр Екатеринбурга по вопросам ЖКХ и жилищной политики Константин Крынин неожиданно направил в городское УВД заявление с просьбой возбудить по итогам проверки дело против главы «Чкаловской» по статье 201 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»).
С юридической точки зрения подобный шаг был нонсенсом. Ведь поводом для уголовного преследования по данной статье могло стать только заявление одного из работников предприятия. На крайний случай оспорить действия руководителя управляющей компании могла одна из работающих с "Чкаловской" фирм, хотя перспективы такого дела были бы туманны.
Вмешательство же в дела коммерческой структуры не имеющего к ней ни малейшего отношения заместителя главы города недопустимо. Ведь не просит же вице-мэр по торговле упрятать за решетку нерадивых продавцов соседнего с администрацией бутика, а заместитель главы города по благоустройству - переворачивающих уличные урны хулиганов. Этого им статус не позволяет.
Но эта неувязочка не помешала правоохранителям начать разбирательство. Они дважды вслед за сотрудниками КРУ в марте 2009 года посетили офис Управляющей компании и произвели выемку документов. Какие именно бумаги были изъяты, сегодня уже не скажет никто. Закон требует, чтобы в протоколе были описаны все изымаемые предметы, документы и ценности с точным указанием количества, меры, веса и их индивидуальных признаков. Вместо этого составленные в те дни протоколы пестрят лишь стандартными фразами «папка с документами».
Как известно, папки бывают разными. И будут ли возвращенные впоследствии И.Тюкину именно изъятые, а не какие-либо другие стопки документов неизвестно. Проверить, а тем более доказать этого, уже не удастся. В результате многие неприятные для мэрии документы могут кануть в Лету.
Ищите женщину
К не менее любопытным последствиям привела затеянная КРУ в марте 2009 года проверка законности освоения бюджетных средств, направленных на реконструкцию ЦГБ №7.
Формально она завершилась, однако ревизоры так и не подписали итоговые протоколы. Но это не помешало неким лицам начать распространять слухи, что аудиторы имеют большие претензии к участвовавшему в работах ООО «СК «Уралпромсервис».
Для разрешения назревающего конфликта были назначены парламентеры. Со стороны КРУ - Л.Дьячук. Она не является должностным лицом и не способна оказать какого-либо влияния на результаты работы аудиторов. Строительную компанию представлял А.Волков.
О чем шла речь на их первых встречах не известно никому. Однако на очередное «рандеву» А.Волков явился с пачкой денег и передал их даме в обмен на обещание избавить коммерческую фирму от гнева ревизоров. В этот момент, согласно детективному жанру, в помещние зашли опера и начали задавать принесшему купюры мужчине множество вопросов.
Версии об истинной подоплеке этих событий расходятся. Следователи после недолгих размышлений заявили, что А.Волков выполнял поручение И.Тюкина и возбудили против предпринимателя еще одну «уголовку» по статьям 30 и 291 УК РФ.
Сам предприниматель считает претензии о покушении на взятку плодом больного воображения. И, действительно, зачем давать деньги практически постороннему человеку? С таким же успехом можно было наградить чемоданом с хрустящими купюрами дворника у здания Облдумы, в надежде, что он пролоббирует принятие закона о поддержке того или иного предприятия. И.Тюкин объяснил операм, что на самом деле наличка предназначалась на погашение долга перед разработчиками проектно-сметной документации и попала в руки А.Волкова без его ведома. И эта версия выглядит гораздо более логичной, чем первая.
Но какова бы ни была истинная подоплека этих событий, их суть можно описать меткой фразой Президента РФ Дмитрия Медведева - "кошмарить" бизнес". Среди бизнесменов нет святых. И, возможно, нет нимба и над головой И.Тюкина. Но когда люди в погонах начинают передергивать факты и пренебрегать процессуальными нормами ради того, чтобы "повесить" дело на конкретного предпринимателя, это не красит их честь и мундир.
Второй фронт
Однако нервничающим мэрским руководителям показалось, что "военные действия" идут недостаточно эффективно и они решили открыть "второй фронт" борьбы с предпринимателем.
Для начала городские чиновники решили по своему интерпретировать президентскую программу по развитию коммунального хозяйства, перекрыв "Чкаловской" доступ к поступающим из федерального Фонда развития ЖКХ траншам. В результате компания получила почти в 10 раз меньше средств на капремонт домов, замену лифтов и другие первоочередные нужды. Несвоевременно и не в полном объеме стали поступать и компенсации из городского бюджета.
В результате заложниками продолжающейся войны стали простые жители, многим из которых придется еще несколько месяцев жить под дырявыми крышами и подниматься на верхние этажи многоэтажек пешком.
Ну, а кто же числится в любимчиках мэрии, получающих от нее наиболее щедрые финансовые подарки? В их число неизменно входит УК "Радомир", базирующаяся в Кировском районе уральской столицы. И не удивительно, что именно она "положила глаз" на управляемые "Чкаловской" 400 домов, в которых проживает более 40 тысяч человек.
Этой весной в обслуживаемом УК "Чкаловская" районе появилась группа активных молодых людей, которые ходили по домам и предлагали жителям расторгнуть заключенные с данным предприятием договора. О предоставлении помещений для встреч "промоутеров" со старшими по домам хлопотал заместитель главы Чкаловского района Александр Лошаков.
Рейдерская атака развивалась по всем правилам предвыборной кампании. Одна за одной начали появляться "черные" газеты и листовки, в которых "Чкаловская" и лично И.Тюкин обвинялись во всех мыслимых и немыслимых грехах. Зачастую статьи подписывались фамилиями известных в городе людей, которые в действительности не имели к ним никакого отношения.
Чуть позже "засветился" и сам "захватчик". В последние недели в почтовых ящиках жителей местных домов стали появляться сразу две газеты. Одна из них клеймила "Чкаловскую", вторая - восхваляла "Радомир" как идеальную коммунальную структуру.
Однако все усилия "рейдеров" пока идут прахом. Жители Чкаловского района не торопятся отказываться от услуг УК "Чкаловская" и уверены, что успешно переживут с ней очередную холодную зиму. Разваливаются и заведенные против И.Тюкина уголовные дела.
Зато множатся уголовные дела против чиновников, имеющих отношение в Екатеринбургскогому комитету по управлению городским имуществом. Со своими уголовными делами сейчас знакомятся нынешний и бывший глава ЕКУГИ. А специальная следственная группа ГУВД Свердловской области продолжает изучать тайные "подвалы" екатеринбургской приватизации.
Судя по всему, новый политический сезон на Урале пройдет под грифом САНАЦИЯ. На кону решение о новом губернаторе. Но, если учесть вектор силовиков, то и правлению Аркадия Чернецкого приходит конец - слишком близко с мэром начали взрываться снаряды. Очищение Свердловской области и Екатеринбурга от коррупционной скорлупы давно назрело. Политическая воля к этому в Кремле обозначена.