Среднеуральский авторынок готовится к чисткам
Меры Правительства Российской Федерации по поддержке отечественного автопрома и спасению предприятий из пучин глобального кризиса могут загнать туда дилеров, пытающихся реализовать автомобили и не скатиться при этом в отрицательное сальдо. Продавцы автотехники прогнозируют резкое сокращение спроса на свой товар уже к началу II квартала 2009 года и уход в небытие мелких участников рынка.
Автомобили теряют своих покупателей
12 января 2009 года в России вступили в силу новые ставки ввозных таможенных пошлин на автомобили. "Благодаря" нововведениям, стоимость доставленной в страну иномарки автоматически возрастет на 5-8%. Именно такое среднее увеличение прайсов на новые машины обещают среднеуральские дилеры. Размер пошлины, которая, кстати, исчисляется в непрерывно растущем евро, зависит от объема двигателя. Соответственно, тем ощутимее вырастет цена импортного авто, чем выше его класс и мощность. На сегодня практически все автосалоны Екатеринбурга и его окрестностей заняты распродажей машин прошлогодней "растаможки" и подготовкой потенциальных клиентов к предстоящим повышениям цен. По словам руководителя отдела продаж ЗАО "УралФрансАвто" Юлии Шубиной, в поддержку неумолимо падающего спроса в компании работают различные программы: как рекламные кампании, пропагандирующие существенные скидки, так и системы рассрочки платежей. К аналогичным мерам прибегают и в других автосалонах. Некоторые предприимчивые продавцы предлагают покупать автомобили бизнес-класса по "льготному" докризисному курсу доллара.
Однако и эти действия вряд ли помогут избежать массового сокращения спроса на машины. Пока дилеры затрудняются дать относительно точную оценку поведению российских покупателей в предстоящий год, однако элементарное сочетание кризиса платежеспособности клиентов вкупе с ростом цен, позволяет говорить о сокращении показателей прошлого года едва ли не в половину. Руководитель отдела продаж ООО "Автоцентр "Вольф" Андрей Авхабеев, основываясь на данных продаж салона конца 2008 года, заявил, что в тот период спрос упал в среднем на 20%. При этом, характеризуя ситуацию с поведением потребителя в ноябре-декабре прошлого года, многие эксперты сходились во мнении относительно объекта вложения средств. Так, по данным различных мониторингов, часть жителей страны, сняв все имеющиеся средства с банковских счетов, отправилась за покупками, в том числе в автосалоны.
Куда уходит спрос?
Резко пересаживаться на общественный транспорт или отечественные автомобили россияне, впрочем, не собираются даже в условиях кризиса. Как отметил вице-председатель комитета по защите прав автомобилистов Свердловской области Владимир Селянин, тот, кто почувствовал комфорт иномарки, никогда не вернется к отечественной "девятке". Потребители действительно не возвращаются к вазовским "девяткам" и "восьмеркам", но пересматривают свое отношение к автомобилям, в частности, ленинградской сборки. Тенденцию перераспределения спроса уже отметили официальные дилеры Toyota в Екатеринбурге. Ряд потенциальных клиентов автосалонов и вовсе откладывает запланированную покупку "железного коня" до лучших времен.
В потере клиентов дилеры винят в основном сложности с кредитованием. Еще до кризиса покупка автомобиля с единовременной оплатой была по карману лишь 1 человеку из 5, а с наступлением сложностей в экономике их доля и вовсе скатилась до значения близкого к нулю. Сейчас, по утверждениям автодилеров, ставки по кредитам взлетели до нереального уровня, приравнивая покупку машины к долговой яме на многие годы. В автоцентре "Вольф" сообщили, что кредитовать потребителей по более-менее разумным ставкам способны только государственные банки - Сбербанк и ВТБ. Коммерческие же структуры предпочитают перестраховаться на случай непогашения высокими стартовыми взносами, солидными процентами и жесткими требованиями к потенциальному заемщику.
В таком свете о дефиците автомобилей на рынке говорить не приходится. А вот нехватку покупателей дилеры ожидают уже в самом ближайшем будущем. Сегодня на грани срыва балансируют планы по открытию автосалонов ряда крупнейших поставщиков иномарок бизнес-класса. Высокие темпы роста доходов свердловчан в 2008 году вдохновили автопродавцов на строительство дополнительных пунктов продаж. К концу прошлого года в Екатеринбурге насчитывалось 55 точек торговли автомобилями, из них 45 - машинами иностранного производства. Средняя скорость открытия новых дилерских центров за последние несколько лет сложилась в пределах 7-10 объектов в год. Согласно оптимистичным планам, построенным еще в докризисные времена, к 2012 году в столице Урала должно было работать около 80 автосалонов. Теперь эти программы будут значительно урезаны. В лучшем случае в 2009 году на карте Екатеринбурга появятся 5 новых автоцентров: Volkswagen, BMW, Infiniti, "ГАЗ" и "УралФрансАвто". О переносе сроков открытия уже построенных автосалонов заявили Bentley, Nissan и Mitsubishi. Bentley должен был распахнуть двери в начале 2009 года, но теперь торжественная дата перенесена примерно на 2010-2011 годы. О дате открытия Nissan и Mitsubishi даже приблизительно пока ничего не известно.
Вперед, к "шиномонтажкам" нового поколения
Методом борьбы с падением потребительского спроса могла бы стать переориентация с продаж "легковушек" на промышленную технику и техническое обслуживание. Как отметили в пресс-службе вице-мэра Екатеринбурга Виктора Контеева, большинство игроков рынка сейчас задумываются о расширении линейки представляемой ими продукции. Помимо автомобилей покупателей постараются завлечь сено- и газонокосилками, снегоуборочными машинами и электростанциями. Подобная техника уже представлена в автосалонах Нonda, близки к этому решению и дилеры Ford. Кроме того, по данным комитета по товарному рынку Екатеринбурга, сейчас на каждую тысячу горожан приходится 360 автомобилей. По этому показателю столицу Урала обгоняют только Москва и Санкт-Петербург. Однако наряду с этим в городе наблюдается острая нехватка станций техобслуживания и автомобильных моек. Именно на этот сегмент рынка предлагают обратить внимание тем представителям автобизнеса, кто готов перестраиваться под новые экономические реалии.
Рост числа автосервисов может оказаться кстати в условиях стареющего автомобильного парка России. Опасность подобной тенденции отметил В.Селянин, рисуя возможные последствия становления новых иномарок менее доступными. "Потеряв возможность покупки нового автомобиля, жители Екатеринбурга и других городов будут скорее приобретать уже бывшие в употреблении иномарки привычного им класса или продлевать срок эксплуатации своих машин, нежели пересаживаться на отечественные авто. Все это приведет к тому, что внутри страны будут вращаться одни и те же транспортные средства, старея как морально, так и технически", - считает он.
Кризис и следующее за ним падение спроса на автомобили должны изменить принцип взаимоотношений "продавец-покупатель". Согласно простейшим законам конкуренции, большое количество автомобильных торговых центров в условиях низкого спроса на их продукцию вынудит владельцев буквально биться за каждого клиента. Такие отношения дилеров заставят персонал в автосалонах как минимум более внимательно относиться к любому посетителю, а как максимум "баловать" покупателей различными бонусами и новыми услугами. Кроме того, в моду может войти высокое качество сервисного обслуживания и организация ремонта автомобилей в фирменных техцентрах. По данным администрации Екатеринбурга, сегодня в городе функционируют 414 автосервисов, из них 64 станции техобслуживания, 127 технического ремонта, 75 "шиномонтажек" и 132 автомойки. Исследования потребительского рынка в данной сфере демонстрируют острую нехватку именно сервисного обслуживания. "В этом плане кризис может сыграть нам на руку - автосалоны будут уменьшать количество торговых залов и начнут открывать центры сервисного обслуживания, покрывая потребности города", — отметила пресс-секретарь замглавы Екатеринбурга Виктора Контеева.
Борьба за клиента разнообразными методами в конечном счете должна стать поводом к уходу с рынка мелких игроков и развитию крупных автомобильных дилеров "полного цикла" - от продажи до последующего обслуживания и скупки подержанных авто. А.Авхабеев отметил, что признаки предстоящего изменения структуры авторынка Среднего Урала заметны уже сейчас. Однако, как именно будет проходить передел, пока не позволяют предположить даже самые смелые и далеко идущие прогнозы.
Материал подготовила Анна Шабалина