Мировой кризис спасет Россию от "призрака ВТО"
Уральские промышленники, в первую очередь машиностроители, могут немного перевести дух. Нет, кризис, конечно, еще не закончился. Но зато, судя по всему, удается избежать опасного для них вступления России во Всемирную торговую организацию. "Перспектива нашего членства почти нулевая", — заявил посетивший Екатеринбург видный российский специалист по мировой экономике и проблемам глобализации, профессор Владимир Паньков.
(Паньков Владимир Степанович. Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой международных экономических отношений факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета - Высшей школы экономики при Правительстве России. Один из разработчиков проекта "Внешние условия развития России: 2017 год" под руководством Сергея Караганова.)
Раз перспектива нулевая, то и либерализация внешней торговли, снижение таможенных пошлин и жесткая конкуренция с западными производителями откладывается на неопределенный срок. До "после кризиса поглядим".
Владимир Паньков выступил с открытой лекцией в Уральском госуниверситете перед студентами-экономистами. Но последние озвученные им новости с переговоров о вступлении России в ВТО намного актуальнее для промышленников и предпринимателей.
Долго веревочка тянется…Разговоры и переговоры о вступлении России в ВТО тянутся 15 лет — страна остается одним из немногих государств мира, не входящим в эту организацию. При этом 88% российской внешней торговли приходится на страны ВТО. Будучи ее участником, мы бы смогли на равных условиях вести торговые переговоры, оказывая на партнеров определенное влияние. Сейчас же позиция России не учитывается, хотя всю внешнюю торговлю мы ведем по правилам ВТО.
Но самое главное, для чего нужно вступление, — это решение такой стратегической задачи, как диверсификация экспорта за счет готовой продукции, особенно высокотехнологичной. Без вступления в ВТО России с ней не справиться. Именно ВТО благоприятствует производителям готовой продукции через снижение таможенных пошлин. Сейчас наши редкие экспортеры-машиностроители платят очень высокие пошлины. При участии в ВТО отечественные производители получат шанс выпускать больше продукции готовой для экспорта, но никто не гарантирует, что они этим шансом воспользуются.
Иностранцы сейчас тоже ограничены в ввозе продукции в Россию. Поэтому нашим промышленникам удается удерживать хотя бы внутренний рынок, несмотря на устаревшее оборудование, низкую производительность труда и другие печальные, всем известные факты. С точки зрения современной структуры экспорта (на четыре пятых - нефть, газ и иное сырье), вступление никакой пользы вообще не принесет. Эти поставки пошлинами не облагаются. Главные российские лоббисты вступления в ВТО – это металлурги и производители минеральных удобрений. Они ежегодно теряют 1-2 миллиарда долларов США на ведущихся против них антидемпинговых расследованиях.
...тянется…Сама ВТО, между тем, находится в глубоком кризисе уже с 2002 года. Владимир Паньков рассказал, что последние 6 лет процесс либерализации мировой торговли встал. За предыдущие полвека развитые страны опустили свои средневзвешенные пошлины с 40 до 3,8%. С 80-х по 2000 годы было принято решение отменить в мировой торговле все нетарифные ограничения – квоты, лицензии, фитосанитарные нормы и т.д. Кроме таможенных пошлин, которые и так были сильно снижены за послевоенное время.
Однако затем начались проблемы. Решения об отмене ограничений не выполняются. Наоборот, применение нетарифных мер значительно активизировалось. Причем они вводятся иногда скрыто, вне рамок международной торговли. Например, в виде невыгодных налогов для иностранных производителей, что ненаказуемо.
С 2001 года ведется новый, так называемый Дохийский раунд переговоров ВТО. Сначала чиновники два с половиной года не могли согласовать повестку. Затем 5 лет готовили рабочие проекты, по которым также не смогли договориться. В прошлом году переговоры членов ВТО были прерваны, и когда они возобновятся, никто не знает. Официальную жизнь ВТО, как организации, оживляют переговоры с Россией и внутренние конфликты. Следует отметить, что в ВТО существует масса групп интересов, которые никак не договорятся между собой о конкретных ставках тарифов и субсидий.
Россия вступает в ВТО одной из последних и, значит, условия вступления нам ставят заведомо плохие. На сегодня согласовано, что в течение 7 переходных лет средневзвешенный уровень наших импортных пошлин будет снижен с текущих 10,2 до 6,9%. Китай, который тоже вступал 15 лет, выторговал себе 7,5%. А вот Украина так торопилась, что согласилась на 3,8%. "Я не представляю себе, как при таких пошлинах они защитят свою экономику, которая значительно слабее российской. Впрочем, пусть голова болит у Ющенко и Тимошенко, а не у меня", — отмахнулся профессор от проблем соседей.
...еще тянется…
На протяжении последних лет из уст наших руководителей звучит, что вступление в ВТО — "дело нескольких месяцев". Но они все тянутся, тянутся, и сейчас ругать, или скорее благодарить за проволочки, нужно Грузию и Саудовскую Аравию. Только с ними у России не завершены двусторонние переговоры, без которых не получить одобрения на вступление. Грузины дали было согласие, но в 2006 году отозвали его. Тут дело только в политике. Арабы же требуют от России отменить квоты на ввоз… курятины. "Мы им говорим, вы же не производите ее, а нам отвечают, что мы сейчас строим несколько крупных заводов и у нас будет экспортный потенциал", — рассказывает, как анекдот, профессор Паньков. На самом деле эту идею с квотами им, конечно, подсунули американцы — производители "ножек Буша". Сейчас только от позиции США, которые дергают за ниточки своих "марионеток", зависит вступление России в ВТО.
Впрочем, сохраняются проблемы в переговорах с рабочей группой ВТО по сельскому хозяйству. В России, напомнил Владимир Паньков, уровень господдержки данной отрасли крайне низкий — 3-3,5 миллиарда долларов. Если брать на душу населения, то всего 200 долларов на человека в год. Страны ЕС и США субсидируют в 15-20 раз больше — около 3-4 тысяч долларов. Изначально несоизмеримо, но больше мы тратить по правилам ВТО не сможем. Формально Россия обязана будет оставаться на том уровне, что был до вступления — 200 долларов. Во-первых, это мало, согласится любой сельхозпроизводитель. Во-вторых, в России принята программа развития сельского хозяйства на срок до 2012 года. Она предусматривает подъем субсидий в 2 раза. И РФ нужен потолок в 9-9,5 миллиарда ежегодно. Но Кэрнская группа ВТО (производители сельской продукции) против. Впрочем, есть шанс, что мы договоримся на 7 миллиардах долларов, но пока это не решено, отметил Паньков.
Есть ряд других трудностей и видов давления, с которыми сталкиваются наши переговорщики. Так, под нажимом Финляндии Россия на год отложила введение запретительных пошлин на вывоз кругляка, необработанного леса. Сейчас его миллионами кубометров экспортируют в Европу и Китай, вместо того, чтобы организовать переработку на родине.
...и, наконец, обрываетсяРоссийским властям летом придется принять нелегкое решение: или срочно входить в ВТО, соглашаясь со всеми, явно дискриминационными условиями, или надолго отказаться от идеи в целом. Тогда мы явно отдаем предпочтение экономическим связям с соседями. Сейчас на завершающей стадии находится формирование Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана. Если, как и планировалось (никто при этом затяжку с ВТО не учитывал), этот наднациональный союз будет сформирован к 2010 году, правила ВТО заставят Россию начать процесс переговоров с нуля.
Профессор Паньков считает вероятность вступления России в ВТО очень-очень маленькой. "Если до лета не договариваемся, то все… А, скорее всего, не договариваемся. Имеющаяся у меня последняя информация от наших переговорщиков с ВТО и из других мест говорит, что вероятность очень маленькая. Да и в целом, само желание вступить в ВТО сейчас у нас еще сохраняется, но было бы разумно с этим повременить. До момента прояснения картины с кризисом. Иначе мы не сможем проводить такие защитные меры, как, например, частичное субсидирование кредитов на покупку отечественных автомобилей. Правилами ВТО это категорически запрещено. Рационально, с точки зрения большинства представителей отечественного бизнеса, с этим повременить. А если вступать в ВТО с прицелом на отдаленное будущее, то эта перспектива почти нулевая".
Владимир СОКОЛОВ