От сумы до тюрьмы, или Почему вслед за господдержкой всегда приходит прокуратура
Для кого закон писан
Неработающие законы, ставшие своеобразным элементом политической культуры России, в период кризиса оказались чуть ли не главным препятствием для его преодоления субъектами экономики. Тому доказательство - огромная волна обращений в органы законодательной власти различных уровней с требованиями и предложениями внести правку в нормативные акты. Спустя несколько месяцев после обвала биржевых котировок государство попыталось пойти навстречу предпринимателям и приняло ряд законодательных решений. В их число вошли поправки в Бюджетный кодекс, налоговые преференции для ряда субъектов предпринимательства, изменения в федеральное законодательство о государственной поддержке и так далее. Бизнесмены безмерно благодарны государству за попытки помочь, однако прежде чем приступить к использованию новых нормативов, необходимо привести в порядок ранее вступившие в силу. А с их реализацией, как известно, не все так просто.
Как заявил "Уралинформбюро" глава Полевского отделения Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) Дмитрий Ханин, по расчетам Министерства экономического развития РФ в 2009 году малые предприятия должны увеличить свою доходность на 15%. Однако статистика демонстрирует обратную тенденцию: только к концу 2008 года общая сумма убытков на среднеуральских предприятиях увеличилась на 56,6%, в основном из-за экономического спада в последние месяцы. "Тем бизнесменам, которые применяют упрощенную систему налогообложения (УСН), придется платить налоги с убытков", - отметил Д.Ханин. Дело в том, что для предприятий, работающих с УСН, налоговики будут рассчитывать не менее 1% с оборота. Кроме того, для тех же малых и средних предпринимателей в разы увеличился налог на землю из-за неадекватной оценки кадастровой стоимости территорий. "Для примера, в городе Полевском в 2008 году ставка для основной части малых предприятий вырос в 7,5 раза, плюс в среднем в 4 раза увеличилась кадастровая оценка. Вот вам и многократное увеличение земельного налога", - отметил Д.Ханин.
Как выяснилось, саботажу подвергается и разрекламированная малая приватизация. Вопреки желаниям бизнесменов, выкуп помещений из муниципальной собственности оборачивается целым сражением с чиновниками. Муниципалитетам, оказывается, намного выгоднее ежегодно сдавать свои помещения в аренду, плодя коррупцию, нежели единовременно их продать. К слову сказать, штрафы и взаимные неплатежи давно уже стали планируемой статьей муниципального и регионального бюджетов. "Штрафы - планируемая статья доходов бюджета, причем не менее чем в 2008 году, а в Свердловской области даже в 2 раза выше", - предположил Д.Ханин.
Своего коллегу в противостоянии с чиновниками поддержал глава Свердловского союза промышленников Владимир Семенов, поделившись с присутствующими "историей из жизни". "На одно из предприятий Союза недавно пришло письмо из администрации Нижнего Тагила. Мэрия предлагает прекратить договор на коммунальные услуги, которые завод уже много лет оказывает населению города. Объясняют это тем, что закончился лимит бюджетных ассигнований на год. То есть, они за квартал "съели" все, что им было выделено на год. Естественно, ни по моральным, ни по гражданским законам, школы и детсады отключить никто не может. Значит, выдвигая такое предложение, администрация изначально предполагает, что предприятие должно будет оказывать эти коммунальные услуги бесплатно. Принимая бюджет Нижнего Тагила, его авторы заранее закладывают туда неплатежи за "коммуналку". Из-за этого формируется целый механизм неплатежей по всей Свердловской области", - рассказал В.Семенов. Избавиться от новой статьи казенных доходов он предложил очередным пересмотром бюджетов всех городов и районов. "Необходимо выяснить, есть ли там "лазейки" для запуска механизмов неплатежей. Иначе череда таких действий волной накроет нашу экономику", - добавил глава СОСПП.
Кроме того, не секрет, что сегодня вполне успешно своими полномочиями спекулируют различные проверяющие структуры. "Межведомственные комиссии по легализации заработной платы до сих пор требуют ее повышения на малых предприятиях до якобы среднего уровня по отрасли, основываясь на цифрах 2008 года. Они буквально шантажируют предпринимателей, обещая замучить проверками", - отметил Д.Ханин. К новому типу шантажистов промышленники активно приписывают и органы прокуратуры, контролирующие в первую очередь социальную ответственность главы предприятия. Только ответственность эту все понимают по-разному.
Вполне распространенный на сегодня пример привел В.Семенов. "В последнее время идут прямые указания сверху и со всех сторон - строго спрашивать с руководителей за кризисную ситуацию, которая складывается на предприятиях. Взять Верхнетуринский машиностроительный завод - предприятие оборонного комплекса. На сегодня контракт на гособоронзаказ с заводом не подписан. Он должен быть заключен до 1 апреля, но до начала реализации все равно остается полгода. А по ряду производственных циклов нужен целый год, чтобы изготовить одно изделие. Несет сегодня ответственность руководитель? Да, несет, за выплату зарплаты, налогов, платежи энергетикам. Виноват ли сегодня директор Виктор Романов? Я объективно считаю, что он не виноват. Однако задолженность по зарплате на заводе уже возникла. Давайте сейчас туда прокурора отправим, наденем на Романова наручники и отправим в тюрьму. Кому от этого станет легче?" - заявил В.Семенов.
Слово в защиту банкиров
Виновником всех материальных бед, как промышленных гигантов, так и самого малого бизнеса принято считать кредитные организации. Высокие риски и отсутствие оборотных средств вынуждают банкиров выставлять дополнительные заграждения для всех желающих воспользоваться кредитом. Представители банковского сообщества пытаются успокаивать предприятия тем, что полной остановки выдачи кредитов не произойдет, пока будут оставаться организации, соответствующие элементарным критериям надежности. Однако с каждым месяцем таких счастливчиков остается все меньше и меньше. Именно поэтому банковская система продолжает кредитование адекватно снижению объемов промышленного производства.
Совокупный кредитный портфель на 1 марта 2009 года составил 613,8 миллиарда рублей при темпе с начала года +2,8%. В частности, рост выдачи займов юридическим лицам и финансовому сектору прибавил 3,7% в целом, а по региональным банкам - 4,1%. Однако и этот небольшой прирост на сегодня нельзя считать позитивным эффектом. За январь-февраль 2009 года просроченная задолженность по основной сумме кредитов в Свердловской области возросла в 2,5 раза и составила 14,4 миллиарда рублей. По словам председателя Уральского банковского союза Валентины Мурановой, данный факт вызывает сильную тревогу у банкиров, так как рост просрочек по кредитам неминуемо приводит к снижению собственного капитала банков и сокращению их нормативных возможностей по кредитованию экономики региона в целом. "Кроме того, банки находятся под системой надзора закона о банкротстве кредитных организаций, который позволяет Банку России вводить меры по предупреждению банкротства учреждения при снижении его капитала более чем на 20%. Банки не могут выдавать заведомо невозвратные кредиты или не надлежаще обслуживаемые в уплате процентов. Именно поэтому, принимая решение о выдаче кредита, банки всесторонне анализируют состояние заемщика, в том числе в соответствии с требованиями Банка России", - объяснила В.Муранова. Одним из факторов, ухудшающим качество кредита, является наличие у предприятия задолженности бюджету любого уровня. В условиях системы неплатежей утрата собственных средств из-за опережающей уплаты налогов приводит к срывам сроков погашения процентов и ссудной задолженности. Последнее, в свою очередь, влияет на кредитную активность банков. "Банки заимствуют у государства деньги под 13-15% годовых. Маржа в 4-5% не может быть достаточной, ведь у нас уровень рентабельности значительно ниже, чем у других отраслей. Отсюда и высокие проценты по кредитам", - добавила В.Муранова. По ее мнению, было бы целесообразно создать рабочую группу из финансистов предприятий на базе РСПП для оценки влияния метода начисления по уплате налогов на финансовую устойчивость предприятий и подготовить предложения по взаимовыгодному для бюджета и предприятия варианту оптимизации уплаты налогов. В том числе, речь идет об НДС. Будь то годовой мораторий, реструктуризация долга или внесение соответствующего изменения в кодекс. В.Муранова предложила также ввести механизм контроля расходования средств, выделяемых государством на погашение долгов предприятия. "Надо исключить факты, когда государство выделяет организации деньги, а собственник в это же время приобретает дорогостоящие непрофильные активы или не желает расстаться с ними для погашения задолженности перед банками. Получая госсредства, собственник должен такую же сумму внести в банк", - добавила В.Муранова.
В унисон с банкирами о контроле за расходованием средств заговорили и представители среднеуральской прокуратуры. 27 марта 2009 года в ведомстве состоялось заседание Межведомственной рабочей группы по профилактике правонарушений и преступлений при расходовании средств государственной поддержки. Работа прокуроров будет сосредоточена на обеспечении сохранности выделенных бюджетом денег. Стоит отметить еще один законодательный парадокс, с которым столкнулись как среднеуральские, так и все остальные предприниматели. Согласно законодательству, государственные гарантии для получения займа предоставляются предприятию только в случае отсутствия задолженности перед бюджетом, который в свою очередь вынуждает предприятие делать выбор между социальной ответственностью перед работниками и сохранением производственного оборота. В результате, цепочка взаимных неплатежей приобретает замкнутый характер.
Впрочем, "Европейский банк реконструкции и развития" все-таки предоставил "СКБ-банку" кредит на 10 миллионов долларов для последующего кредитования малого бизнеса - это уже второй транш, первый выдавался "Уралтрансбанку". Кроме того, наблюдательный совет ВЭБа принял в конце февраля решение об изменении порядка поддержки малого и среднего бизнеса. В документ, по предложению уральских банков, была включена норма распределения лимитов по субъектам Федерации. Ранее деньги раздавались напрямую банкам, а в каком субъекте банк за счет этих средств будет кредитовать бизнес, было неважно.
Социальное мародерство и народная обструкция
Теперь следить за тем, кто, как и когда расходует государственные средства, вызвались сразу несколько государственных и общественных структур, что неудивительно - многообразие контрольно-надзорных ведомств является таким же элементом российской политической культуры, как дороги, дураки и неработающие законы. Помимо прокурорских работников и Союза промышленников оценивать добропорядочность собственников вызвался председатель Федерации профсоюзов Свердловской области Андрей Ветлужских. Он даже придумал новый вид преступления - социальное мародерство. Под мародерством в данном случае понимаются действия менеджера, направленные на сохранение собственного благополучия, идущего в разрез с интересами большей части сотрудников предприятия. Наказывать за обворовывание несчастных работяг А.Ветлужских предлагает с помощью все тех же прокурорских проверок и общественного порицания. "Если собственник предприятия готов вложить свои средства в преодоление его предприятием кризиса, то мы идем навстречу, закрываем глаза на ряд проблем и даже пытаемся успокоить коллектив. Также мы ведем себя в случае, если собственник проявился как эффективный менеджер и предъявил конкретный план выхода из кризиса. Если же руководитель не делает ничего подобного, более того, ссылаясь на кризис, увольняет людей, в этом случае к нему уже применим термин "социальное мародерство", - заявил А.Ветлужских. Он пообещал, что профсоюзы не будут прибегать к помощи забастовок и другим крайним формам протеста. Однако они в полной мере компенсируют это резким усилением взаимодействия с прокуратурой, Гострудинспекцией, милицией и "Единой Россией".
"Сейчас идет оппонирование между теми, кто готов выполнять нормы социальной ответственности, и теми, кто не готов им соответствовать. И это противостояние может быть довольно жестким, ведь договориться таким противникам крайне сложно. Те, кто экономят на социальной ответственности, вкладывая средства в меркантильные интересы бизнеса, в конечном счете выигрывают конкуренцию и вынуждают ответственных играть по новым правилам. Крайним же, как всегда, остается рабочий", - считает А.Ветлужских, настаивая на вмешательстве государства и общественности в принятие бизнес-решений. Такая мера, по всей вероятности, если и не спасет предприятие от неминуемого краха, то по крайней мере, позволит оттянуть неприятный момент до "лучших времен".
Материал подготовила Анна ШАБАЛИНА