Пограничный Екатеринбург: уральскую столицу разделят на две зоны

Строительный рынок Екатеринбурга готовится к революционным переменам. Уже в ближайшее время инвесторы начнут бесплатно получать лучшие земельные участки в центре уральской столицы, горожане смогут накладывать "вето" на решения о возведении под их окнами подозрительных объектов, а многие архитектурные памятники "переедут" из центра мегаполиса на его окраину, уступив место офисным небоскребам. О том, как будут внедряться в жизнь важные для как для бизнесменов, так и для рядовых граждан новации, рассказал в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" начальник Управления Главархитектуры Администрации Екатеринбурга Михаил Вяткин.

- Михаил Борисович, 8 мая на публичных слушаниях жители Екатеринбурга одобрили ряд поправок к действующим Правилам землепользования и застройки города. В чем суть наиболее важных изменений?

- Главной новацией станет возможность предоставления застройщикам земельных участков минуя торги и аукционы. В свое время мы погорячились, решив выставлять на торги все без исключения землеотоводы. В случае с территорией под жилье – да, это обосновано. Но остальные объекты пускать только через аукционы нельзя. Это чрезмерное требование. Главархитектура никогда не сможет предугадать желания всех инвесторов, подготовить необходимое им количество участков. Она не в силах справиться с таким объемом работы.

Теперь эта проблема останется в прошлом. Застройщики получат право приходить в Главархитектуру и говорить, какие именно находящиеся в муниципальной собственности землеотводы их интересуют и что они предлагают возвести на свободной территории. Все поступившие предложения будут внимательно рассмотрены. Если инициативы коммерсантов пойдут на пользу городу, то мы одобрим предоставленные документы.

Но этим дело не закончится. Предложения застройщиков будут в обязательном порядке публиковаться в прессе. Если в течение месяца не появится других претендентов на участки, то фирмы получат желаемую территорию бесплатно. И пусть строят себе на здоровье. Если же на землеотводы "положили глаз" другие фирмы, то они вправе подать альтернативные заявки и конкурентам все-таки придется вступить в борьбу на торгах, где победу одержит сильнейший. Но, на мой взгляд, претендентов на один и тот же участок навряд ли будет много.

- Как нововведение отразится на доходах городского бюджета?

- Аукционные поступления, несомненно, сократятся. Но потери будут с лихвой компенсированы за счет привлечения на рынок новых инвестиций. Вырастут и объемы перечисляемых в бюджет налогов – прежде всего на имущество, на прибыль организаций и НДФЛ.

- Изменятся ли правила получения разрешений на строительство?

- Перед тем как ответить на этот вопрос, я хотел бы напомнить основополагающие понятия градостроительства. Для каждой городской зоны существует список основных и условно разрешенных видов ее использования. Если возведение конкретных зданий входит в первый перечень, то владелец участка принимает решения о начале работ самостоятельно. Со вторым списком сложнее. Разрешение на строительство не упоминающегося в нем объекта утверждается на заседании специальной комиссии и на общественных слушаниях, в которых могут принимать участие жители всех прилегающих домов.

Мы значительно сократили количество основных видов использования, переведя их в условно-разрешенные. Например, в зонах многоэтажной жилой застройки (Ж-5) владельцы квартир могут наложить запрет на возведение гаражей, магазинов, гостиниц и увеселительных заведений. Под особый порядок также попадает строительство кафе и ресторанов, АЗС и обустройство площадок для выгула собак.

В зоне коллективных садов и садово-огородных участков владельцы соток смогут приостановить возведение дач, коллективных овощных погребов, магазинов и киосков.

- На слушаниях звучало много предложений резко ограничить точечную застройку екатеринбургских дворов. Насколько актуальна сегодня эта проблема?

- Это архисложный вопрос. В градостроительной науке по сей день нет четкого определения, что такое точечная застройка. Поэтому, нужно разобраться, договориться, о чем именно идет речь. Если иметь под ней в виду возможность возведения новых объектов на уже застроенных территориях, то без такой точечной застройки не сможет жить, развиваться большинство современных городов. Она была, есть и будет. Однако есть и такие мегаполисы, как Прага и Вена, в центре которых вести строительство категорически нельзя.

Наиболее интересный выход из этой проблемы нашли власти Москвы. Вся территория столицы России разбита на зоны стабилизации и зоны развития. В первых строить ничего нельзя, во вторых могут появляться новые объекты.

Мы решили пойти по этому же пути и попросили предусмотреть в бюджете Екатеринбурга на 2009 год средства на проведение работ, необходимых для разделения уральской столицы на аналогичные территории. И когда мы выделим зоны стабилизации, то поймем, куда именно ни коммерческие фирмы, ни мэрия не могут "влезать". В том числе, где больше не появится точечная застройка.

А чтобы понять, где проходит граница между двумя зонами, нужно провести межевание, определить площадь под каждым домом и предусмотренной регламентами прилегающей к нему территории. Итоговые схемы утверждаются на публичных слушаниях во всех 910 городских кварталах.

Если по схеме видно, что вся территория квартала «разрезана» по владельцам, у каждого квадратного метра земли есть хозяин, тот это, конечно, зона стабилизации. Если же удалось выявить свободные участки, то они уходят в ведение муниципалитета, который управляет этой территорией по согласованию с правительством области. И городские власти вправе выставить их на аукцион под застройку жилыми домами.

Во многих случаях это можно и нужно делать. Иначе из наших дворов никогда не исчезнут пустыри и металлические гаражи. Сейчас же, когда строители начинают заходить на немежеванную территорию, начинается коллективные возгласы: "Вы убираете мой гараж, мы тут ходили с собачками гуляли!" А кто вам вообще сказал, что это ваша территория? На каком праве вы, вообще, тут гаражи поставили?

Межевание снимет все эти острые моменты. Мы планируем завершить в этом году работы в 300 кварталах. Схемы остальных будут утверждены в следующем году.

- Одной из острейших проблем Екатеринбурга стал снос памятников архитектуры на территории перспективной застройки. В том числе, на прошлой неделе исчез с лица Земли дом горного землемера Геннадия Ярутина. Как Главархитектура намерена решить эту серьезнейшую проблему и сохранить исторический облик уральской столицы?

- Вы правы, в Екатеринбурге сегодня уделяется повышенное внимание вопросам сохранения памятников истории, культуры, архитектуры. Об этом говорит хотя бы тот факт, что к расследованию ситуации вокруг дома Ярутина подключились областное Управление ФСБ и прокуратура.

Но Главархитектура не надзирает за сохранением архитектурного достояния. Этим занимаются соответствующие органы на федеральном, региональном и областном уровнях. И лишь с их ведома можно сносить или переносить памятники.

Мы действительно выделили участок под домом на Белинского, 3 компании "Зенит" под строительство высотного коммерческого здания. В постановлении мы четко предписали ей обратиться за разрешением на снос в компетентные структуры либо гармонично включить старое здание в новую застройку. Но через некоторое время "Зенит" отыскал собственника памятника, которым оказалась Свердловская железная дорога, и сам попросил исключить располагающийся под ним участок из территории застройки, что и было сделано.

Кто снес этот дом? Говорят, какой-то бульдозер без опознавательных знаков. Найти его – задача правоохранительных органов, а мы тут не причем. Администрация города не должна проливать по этому поводу слезы в три ручья и раскладывать поминальные венки на месте, где стояло здание.

Есть гораздо более сложный вопрос – о судьбе домов, располагающихся на месте строительства делового центра "Екатеринбург-сити". В числе находящихся там памятников – сад Казанцева. Это здание, от которого, по сути, остались руины, и ряд растущих рядом с ним деревьев.

Главархитектура сказала застройщику: "Решайте проблемы в установленном порядке". Он тут же обратился за разрешением на снос в Минкультуры РФ. Ответа на письмо не последовало по сей день. Тогда мы посоветовали хотя бы убрать с этой территории перед саммитом ШОС хлам, посеять траву, чтобы  красивый вид был.

Но на этой же территории есть и не памятники, которые штаб по подготовке к ШОСу рекомендовал снести. Так называемая "группа пятидесяти", в состав которой входят представители екатеринбургской интеллигенции, подняла вопрос о создании на базе этих зданий Города мастеров. Некоторые ее члены предложили оставить все старые дома, окружив их высотками. Предполагается, что в исторической зоне разместятся ремесленники, которые будут что-нибудь ковать и изготавливать. Вроде бы там и хорошая мостовая есть, и дуб 130-летний. Хорошая идея, но не для такого проекта, как "Екатеринбург-сити". Хотя бы потому, что под этим бизнес-центром должно быть подземное пространство в 3-4 уровня.

Кстати, художник Виталий Волович – член той же группы – придерживается другой точки зрения. По его мнению, деревянной развалюхе не место рядом с небоскребами. Это - анахронизм. Мэтр искусства считает, что все здания из этой части Екатеринбурга нужно перенести на новую территорию, где будет возрожден исторический облик города. Такой опыт был, например, использован в Минске и Турку.

Я поддерживаю это предложение двумя руками. Мы даже готовы предложить конкретное место для будущего "музея архитектуры" - у пруда ЦПКиО имени Маяковского. А "Екатеринбург-сити", на мой взгляд, нужно оставить в первоначальном виде. И вскоре мы будем гордиться этим украшающим Екатеринбург проектом.

Интервью подготовил Константин ДЖУЛТАЕВ