МетроДеньги
Мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий заявил, что город намерен взять кредит в 1 миллиард рублей. Деньги нужны для завершения строительства первой очереди метро. Эксперты, однако, утверждают, что метро – это вторая «чёрная дыра» после коммунального хозяйства, а потому власти поступают неразумно, взваливая на плечи горожан очередную долговую нагрузку.
Глава города сообщил, что всего требуется 6 миллиардов рублей. Муниципалитет может выделить лишь 1,7 миллиарда. Федеральный и областной бюджеты не перечислили пока ни копейки. Нависла угроза остановки строительно-монтажных работ. Чернецкий посетовал, что нет ни одного города в России, который бы строил метро за счет местного бюджета, и решил взять в союзники кредитное учреждение.
Название банка и размер кредитной ставки мэр не озвучил, а это, пожалуй, самое главное в истории с заимствованием средств, поскольку метростроителям, утверждают эксперты, кредиты не нужны: у них есть огромные внутренние резервы.
Профсоюзный лидер метростроевцев Виктор Чезганов, имеющий тридцатилетний шахтерский стаж, открыто говорит, что строительство екатеринбургского метро сознательно затягивают. Все ссылки заинтересованных лиц на отсутствие денег и сложные геологические условия он считает необоснованными. По его словам, породы в Екатеринбурге самые обыкновенные, а вот организация и финансирование работ не выдерживают никакой критики. Проходческая техника морально и физически устарела, инструмент не соответствует нормативам, спецодежда - жалкое зрелище. Вместе с тем, утверждает Чезганов, в его бытность сотрудником ООО «Метрострой ПТС» подрядчик сам себе продавал бетон по максимальной цене в городе. Цемент, который использовался для заполнения пустот, вообще расходовался без счета. Заработная плата совершенно не зависела от выработки: в один месяц можно было сделать меньше, а получить больше, в другой – наоборот. Поскольку условия проходки были практически одинаковые, шахтеры предполагают, что причину надо искать в манипуляциях с коэффициентами, которые применяются к расценкам 1984 года.
Итог подобной организации работ еще в 2005 году подвел руководитель Счетной палаты Свердловской областной Думы Андрей Измоденов: "Необходимо срочно найти техническое и экономическое решения задачи снижения условно-постоянных расходов, иначе они будут с каждым годом расти на 10, а может быть, 20% и выйдут за рамки вообще всяких разумных цифр". С тех пор – за четыре года - расходование бюджетных средств на метро больше никто не проверял, в том числе и Екатеринбургская городская дума. Это позволяет Виктору Чезганову сделать вывод о том, что причастные к строительству метро компании и люди «растягивают удовольствие», осваивая огромные суммы из бюджета. К сожалению, сам факт неэффективного расходования средств никого по большому счету не заинтересовал. Почему – стало понятно после разразившегося скандала с финансированием строительства метро в Челябинске.
В июне Счетная палата России проверила работу метростроителей. Заслуживает внимания следующий фрагмент отчета: в декабре 2008 года заказчик попросил Единый тарифный орган пересчитать индекс на проходческий комплекс «Ловат», исходя из фактически выполненных работ. Сумма переплат, по данным заказчика, составляет 40 миллионов рублей. «До настоящего времени уточнение коэффициентов не произведено», - констатирует Счетная палата.
Кроме того, утверждает заказчик, в разгар кризиса были пересчитаны показатели и доплачены сотрудникам подрядчика значительные суммы: премия выросла с 23,4 до 40%, а надбавка за профмастерство — с 0 до 16%. Начальник юридического управления «Челябметротрансстрой» Егор Добрынин полагает, что это необоснованные выплаты, которые должны привлечь внимание правоохранительных органов.
Управление Генеральной прокуратуры РФ в УрФО, между тем, обвинило заказчика строительства – муниципальное предприятие «Челябметротрансстрой» - в махинациях с закупками оборудования по конкурсу, в результате чего бюджет переплатил почти 72 миллиона рублей. Нынешнее руководство заказчика открестилось от действий предшественников и пояснило, что виновников надо искать в областном министерстве строительства, которое от лица государства регулярно осуществляет проверку выполненных объемов работ, поставленного оборудования и «иных форм освоения бюджетных средств». Отчеты о стоимости оборудования, приобретенного по конкурсу, «Челябметротрансстрой» направлял в министерство, которое не установило какого-либо ценового несоответствия.
Представители заказчика полагают, что расследование, начатое в мае 2009 года, в том числе и по материалам «Челябметротрансстроя», очевидно, встревожило руководство Челябинской области, что якобы и послужило толчком для возбуждения против заказчика уголовного дела.
В результате скандала стало понятно, что между чиновниками города и области идет борьба за контроль над финансовыми потоками, предназначенными для подземки. Отсюда и разные индивидуальные индексы изменения сметной стоимости: область хотела дать «своему» подрядчику побольше, а город (заказчик), соответственно, поменьше. Разница выливается в десятки миллионов рублей, переплаченных бюджетом.
Депутат Свердловской областной Думы Евгений Артюх полагает, что метро превратилось в место по зарабатыванию денег для отдельных лиц. А за кредит, который администрация города собирается взять на продолжение работ под землей, расплачиваться придется всем налогоплательщикам Екатеринбурга.
Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ